В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов с международным непатентованным наименованием. В составе жалобы указано, что при рассмотрении заявок аукционной комиссией не применены положения Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 № 1289. Данные действия привели к неправомерному выбору победителя закупочной процедуры.
Рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
В извещении об осуществлении закупки были установлены ограничения на поставку товаров иностранного производства в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 № 1289.
При применении Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 № 1289 заказчик должен отклонить все заявки, содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств — членов Евразийского экономического союза и Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики), при одновременном соблюдении следующих условий (п. 1 Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 № 1289):
— на участие в закупке подано не менее 2 заявок, которые соответствуют требованиям извещения об осуществлении закупки;
— такие заявки содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства — члены Евразийского экономического союза и (или) Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика;
— такие заявки не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным ст. 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
На участие в аукционе было подано 3 заявки:
— ООО «М» были предложены к поставке препараты производства ОАО «С», Россия (держатель регистрационного удостоверения ОАО «С»);
— ООО «К» были предложены к поставке препараты производства ОАО «С», Россия (держатель регистрационного удостоверения) ООО «В»;
— участником АО «Л» были предложены к поставке препараты производства Ирландии.
Согласно протоколу подведения итогов закупки, заявки всех участников признаны соответствующими положениям извещения об осуществлении закупки.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в составе заявок ООО «М» и ООО «К» содержится предложение о поставке лекарственных препаратов одного производителя ОАО «С», Россия. Таким образом в силу п. 1 Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 № 1289 ограничения на допуск лекарственных препаратов из иностранных государств не применялись.
Комиссия Управления отмечает, что лекарственный препарат может выступать товаром, предназначенным для обращения на территории Российской Федерации при наличии регистрационного удостоверения. Соответственно, лекарственные препараты, произведенные различными юридическими лицами, но находящиеся в гражданском обороте на основании одного и того же регистрационного удостоверения, представляют собой один товар.
Вместе с тем, Комиссией Управления была принята во внимание используемая на практике бизнес-модель контрактного производства лекарственных препаратов.
Как следует из вышеуказанной бизнес-модели, если на участие в закупке будут поданы заявки различных держателей (владельцев) регистрационных удостоверений, которые содержат предложения о поставке лекарственных препаратов российского происхождения, произведенных на одной и той же производственной площадке, то такие заявки не будут противоречить условию, установленному п. 1 Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 №1289
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления пришла к выводу, что Заказчику необходимо было применить положения Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 № 1289 и отклонить заявку с предложением товаров иностранного производства.
По мнению Комиссии Управления, несмотря на то, что участники ООО «М» и ООО «К», предлагают к поставке лекарственные препараты российского происхождения, одного и того же производителя (одной производственной площадки), владельцы (держатели) регистрационных удостоверений различные. Следовательно, заявку участника с товаром иностранного производства следовало отклонить.
Аналогичное мнение изложено в Письме Минпромторга России от 17.12.2019 № 91287/19.
В связи с вышеизложенным, жалоба Заявителя была признана обоснованной (Решение Московского УФАС России от 20.06.2022 по делу № 077/06/106-9199/2022).
Вывод эксперта:
Необходимо сразу отметить, что по данному вопросу имеется прямо противоположная позиция (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 02.06.2022 N Ф06-18905/2022 по делу № А06-3203/2021).
В сходных условиях суд установил, что несмотря на то, что участники предложили лекарство от разных владельцев удостоверения, все стадии производства выполнила одна компания. Следовательно, заказчик обязан применять Постановление Правительства РФ от 30.11.2015 № 1289.
По нашему мнению, в рассматриваемом случае действия Заказчика правомерны.
При применении законодательных норм необходимо исходить из дословного прочтения текста нормативного правового акта.
Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 №1289, одним из обязательных условий применения ограничений товаров из иностранных государств является наличие 2 заявок участников, в которых предложены товары различных производителей.
Законодательство не упоминает о владельцах регистрационных удостоверений.
Несмотря на то, что регистрационные удостоверения на лекарственные препараты выданы различным владельцам (держателям), производителем закупаемого лекарственного препарата является один и тот же производитель.
Следовательно, в рассматриваемом случае Заказчик обязан был применить положения Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 № 1289 и допустить заявку с товарами иностранного производства на общих основаниях. Именно данные действия и были осуществлены Заказчиком.
Ольга Акуленко, эксперт службы поддержки пользователей систем "Кодекс"/"Техэксперт"