Счетная палата проверила, как управления Судебного департамента Бурятии, Карелии, Нижегородской области и Чукотского автономного округа использовали средства, предусмотренные на внедрение института присяжных заседателей и ведение аудипротоколирования судебных заседаний. Отчет о результатах контрольного мероприятия размещен на сайте Счетной палаты.
Была изучена работа 109 районных судов, проверка показала, что на 1 января 2020 года необходимые условия для работы присяжных заседателей в полном объеме созданы не были.
Доля уголовных дел, рассмотренных проверенными районными судами в 2018-2019 годах с участием присяжных заседателей, составила менее 2% от уголовных дел, в рассмотрении которых они могли бы участвовать.
Что касается аудиопротоколирования судебных заседаний, то в этой части Счетная палата отметила положительную динамику. Если в 2017-2018 годах оно осуществлялось только в 6% случаев, то в 2019 году количество таких заседаний увеличилось до 39,4%. При этом с 1 сентября 2019 года эта процедура носит обязательный характер.
Вместе с тем остаются нерешенными вопросы унификации технических устройств, используемых для аудиозаписи судебных заседаний, систем фиксации, способов и форматов записи.
Проверка также выявила нецелевое расходование средств на общую сумму 36 млн рублей. Большая часть нецелевых расходов (28,5 млн рублей) осуществлена при реконструкции здания Пудожского районного суда. Остальные – в ходе капитального ремонта районного суда в Республике Карелия и ряда районных судов Чукотского автономного округа.
Эти суды размещаются в помещениях муниципальных образований, а утвержденные бюджетные назначения не предусматривали расходы на ремонт имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Также по итогам проверки Счетная палата подготовила обращение в Правительство Российской Федерации о необходимости регламентировать сроки выплаты компенсационных вознаграждений присяжным за участие в судебных заседаниях. Сейчас сроки не установлены, что создает риски нарушения прав присяжных заседателей на своевременное материальное обеспечение.
Справочная информация: Основой создания института присяжных заседателей послужило принятие в 2016 году Федерального закона «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в связи с расширением применения института присяжных заседателей», который вступил в силу с 1 июня 2017 года. Соответствующие изменения в части института присяжных заседателей были с 1 июня 2017 года внесены в Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» и иные подзаконные акты. При этом нормы, регламентирующие рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей районными, городскими и гарнизонными военными судами, вступили в силу с 1 июня 2018 года.