Щекотливые ситуации по обоснованию НМЦК, в которые может попасть заказчик при общении с финконтролем

Щекотливые ситуации по обоснованию НМЦК, в которые может попасть заказчик при общении с финконтролем

Определять НМЦК, в том числе по контрактам с единственным поставщиком, необходимо по статье 22 Закона № 44-ФЗ, а также в соответствии с рекомендациями Минэкономразвития от 02.10.2013 № 567. Но на практике не все заказчики выполняют эти требования. Читайте, какие нарушения по определению НМЦК выявляют органы финконтроля.

1 ситуация

Правомерно ли использовать коммерческое предложение, которое не является публичной офертой

Нет, неправомерно. Для обоснования цены контракта с единственным поставщиком нельзя использовать коммерческие предложения участников, которые не признаны публичной офертой. За такое нарушение контролеры напишут представление. В ходе плановой проверки организации заказчика контрольный орган установил, что для обоснования НМЦК заказчик использовал коммерческое предложение, в котором было условие о том, что коммерческое предложение не является офертой и в случае принятия предложения условия поставки подлежат согласованию (акт финконтроля Ставропольского края от 24.06.2024 № 16-08/23-2024).

2 ситуация

Возможно ли использовать метод сопоставимых рыночных цен при расчете НМЦК на медизделий

Нет, неправомерно. Если ОКПД2 не включен в реестр российской радиоэлектронной продукции, то рассчитывайте НМЦК с учетом особенностей Порядка приказа Минздрава № 450н. Если сделаете по-другому, контрольный орган может отменить закупку. Заказчик проводил электронный аукцион на поставку системы рентгеновской компьютерной томографии всего тела. При расчете и обосновании НМЦК заказчик использовал метод сопоставимых рыночных цен на основании коммерческих предложений и применил код ОКПД2 26.60.11.119, который не включен в реестр российской радиоэлектронной продукции. Контролеры отменили совместную закупку (акт финконтроля Ставропольского края от 24.06.2024 № 16-08/23-2024).

3 ситуация

Можно ли использовать ли предложение с учетом НДС для обоснования НМЦК на поставку лекарственных препаратов

Нет, нельзя. Для расчета и обоснования НМЦК на закупку лекарственных препаратов по правилам, которые предусмотрены в пункте 2 Порядка приказа Минздрава № 1064н, нужно учитывать только коммерческие предложения без НДС. Это нарушение может привести к завышению размера НМЦК. Контрольный орган при проведении плановой проверки в районной больнице выявил нарушения в обосновании НМЦК на закупку лекарственных препаратов. Заказчик произвел расчет и обоснование НМЦК на основании трех коммерческих предложений, одно из которых было с учетом НДС (акт финконтроля Ставропольского края от 24.06.2024 № 16-08/23-2024).

Целесообразно использовать коммерческие предложения, где отдельно указана цена без НДС за одну единицу и отдельно прописана сумма с НДС за единицу. А также общая сумма по позиции с учетом количества единиц с НДС.

4 ситуация

Можно ли определять НМЦК на основании предложений организации, которая не является исполнителем аналогичных услуг

Нет, нельзя. Контрольный орган проводил проверку администрации и выявил нарушение. Заказчику нужно было заключить контракт на оказание услуг по разработке сметной документации на ремонт автомобильных дорог. НМЦК определили на основании трех коммерческих предложений. Одно из предложений было от организации, которая не является поставщиком услуг, идентичных планируемой закупке (акт финансового управления Кисловодска от 20.05.2024 № 04-07/06). Данную информацию контролеры получили из выписки ЕГРЮЛ.

Также заказчик обязан всесторонне проверить поступающие коммерческие предложения на соответствие предложенного товара требуемым характеристикам, актуальности предложенных расценок, есть ли сейчас на рынке данный товар или его сняли с производства и тому подобную информацию. Если в коммерческом предложении не указана конкретная марка модели артикула товара, не принимайте его.

5 ситуация

Вправе ли заказчик для обоснования НМЦК использовать одно минимальное предложение из трех при закупке у едпоставщика

Да, можно, если заключаете контракт с единственным поставщиком. Если вообще не направите запрос ценовой информации, контролеры признают это нарушением. Заказчик заключил контракт с едпоставщиком на оказание услуг по дератизации. Контрольный орган провел проверку и выявил, что коммерческие предложения у заказчика отсутствовали и для расчета НМЦК не применялись. Контракт был заключен без обоснования НМЦК. Контролеры выписали представление (акт финконтроля Брединского муниципального района Челябинской области от 31.01.2024 № 1).

6 ситуация

Использовать ли коммерческие предложения со сжатыми сроками

При обосновании НМЦК проверьте срок действия КП. В ходе проверки контролеры выявили нарушение в части обоснования НМЦК. Заказчик использовал коммерческие предложения со сроками действия: с 1 февраля 2023 по 4 апреля 2023 и с 7 февраля 2023 по 6 апреля 2023. Дата обоснования НМЦК 5 мая 2023, это значит, что на момент размещения извещения о проведении электронного аукциона в ЕИС, данные коммерческие предложения были недействительными. Закон не ограничивает срок действия КП, но в условиях постоянно меняющейся обстановки, нестабильного курса рубля поставщики указывают максимально короткие сроки действия предлагаемой цены. Использовать такие коммерческие предложения уже нельзя.

С учетом действий для публикации закупочной процедуры — формирование пакета документов, согласование закупки, включение процедуры в план-график и решение технических ошибок — заказчик не смог уложиться в сжатые сроки. Придется перезапрашивать коммерческое предложение с актуальным сроком действия, что в свою очередь повлечет изменение НМЦК. Всю проделанную работу придется делать по второму кругу для публикации закупочной процедуры. Оптимальный срок действия коммерческого предложения три месяца.

7 ситуация

Нужно ли сопоставлять расчет НМЦК с рыночными ценами

Да, нужно. Если заключаете контракт с НМЦК, которая превышает среднюю рыночную стоимость на товар с аналогичными характеристиками, это приведет к невозможности экономии средств бюджета. Заказчик проводил закупку патрульного лесопожарного автомобиля на базе УАЗ. Обоснование НМЦК проводил методом сопоставимых рыночных цен на основании трех коммерческих предложений. При проверке реестра контрактов контролеры выявили, что средняя цена при обосновании НМЦК превысила среднюю рыночную цену на идентичный товар на 60 286,25 руб. Это нарушение не позволило достичь экономии средств субсидии на иные цели, предоставленной из областного бюджета, на указанную выше сумму (акт Минфина Смоленской области  от 01.04.2024 № 03-02-01/02-24).

В другом случае при обосновании НМЦК по закупке на поставку продуктов питания заказчик взял среднюю расчетную цену, исходя из трех коммерческих предложений. В ходе проверки контролеры установили, что при определении НМЦК заказчик учел только информацию из коммерческих предложений и не учел информацию о ценах на товар, которая содержится в ЕИС. В результате НМЦК превысила среднюю цену на идентичный товар на общую сумму 59 767,49 руб., что не позволило достичь экономии средств (акт контрольно-ревизионного управления администрации Смоленска от 10.06.2024 № 31).

8 ситуация

Проверять ли организацию из коммерческого предложения

Да, нужно. Чтобы оперативно связаться с организацией поставщика для уточнения любых вопросов, используйте контакты из КП. Для обоснования НМЦК заказчик направил пять ценовых запросов организациям. При проведении проверки контролеры выявили, что одно из коммерческих предложений, которое использовали при обосновании НМЦК, было от организации, прекратившей свою деятельность. Закупку признали необоснованной. Это нарушение влечет за собой административную ответственность по части 2 статьи 7.29.3 КоАП — штраф 10 тыс. руб. (акт Минфина Смоленской области от 05.04.2024 № 03-02-01/03-24).

9 ситуация

Нужно ли проверять актуальность ГОСТа из коммерческого предложения

Да, нужно. Заказчик проводил закупку на поставку продуктов питания. При обосновании НМЦК использовал четыре коммерческих предложения. В ходе проверки контрольный орган установил, что коммерческие предложения от двух поставщиков по позиции мука пшеничная содержат указания на недействующий ГОСТ 52189-2003. Контролеры выписали представление заказчику за неправомерное использование коммерческих предложений при определении НМЦК (акт контрольно-ревизионного управления администрации Смоленска от 10.06.2024 № 31).

10 ситуация

Правомерно ли использовать КП от организаций с одним учредителем

Нет, неправомерно. Проверьте, что лица, которые подали предложение о цене, не являются взаимозависимыми. Иначе это может привести к преднамеренному завышению цен, что повлияет на объективность формирования цены и неэффективному расходованию бюджетных средств. Данную информацию проверят территориальные органы казначейства.

В ходе проверки контрольный орган установил, что для обоснования НМЦК заказчик использовал два коммерческих предложения, в которых учредителем было одно и то же лицо. Данную информацию контрольный орган получил с помощью выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП.

11 ситуация

Нужно ли обосновывать цену закупки по части 12 только на товары с характеристиками из КТРУ

Да, нужно. В закупках «с полки» наименование товара и его характеристики заказчик берет из КТРУ. При этом выбирают только те характеристики, которые подходят к закупаемому товару. Указывать дополнительные характеристики не из КТРУ недопустимо. Требования могут расценить как ограничение конкуренции (подп. «а» п. 1 ч. 12 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, письмо Минфина от 10.08.2023 № 24-03-06/75075).

электронный журнал «Госзаказ в вопросах и ответах»

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...