Оптовые цены на бензин марки АИ-92 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) с 13 по 19 апреля снизились на 4,2 тыс. рублей или почти 11%, до 35,77 тыс. рублей за тонну. Об этом сообщает РБК со ссылкой на подсчеты экспертов агентства “Аналитика товарных рынков”.
“При этом издержки компаний, которые включают акциз, выплаты в бюджет по демпферу (механизм стабилизации цен на топливо на внутреннем рынке), НДС и НДПИ, составляют 38,07 тыс. рублей за тонну”, – приводит издание слова гендиректора агентства Михаила Турукалова.
Таким образом, нефтяники, продающие бензин АИ-92 на бирже, получают чистый убыток около 2,3 тыс. рублей на тонну.
РБК уточняет, что снижение оптовых цен произошло из-за резкого падения спроса на бензин на российских АЗС на фоне ограничительных мер для борьбы с распространением коронавируса. Это привело к падению автомобильного трафика.
При этом основной причиной убытков нефтяников стал рост выплат по демпферу, сообщил изданию главный экономист VYGON Consulting Сергей Ежов. “Если в январе 2020 года он составлял 100 рублей за тонну, то теперь – больше 17 тыс. рублей за тонну”, – говорится в публикации.
О демпфере
Налоговая система в России устроена таким образом, что цены на бензин и дизель на АЗС остаются стабильными даже в условиях очень низких или высоких цен на нефть. Достигается это за счет значительной доли налогов в стоимости каждого литра топлива, а также работой механизма по сдерживанию цен на нефтепродукты – демпфера.
Суть его работы в том, что при высоких ценах на нефть НПЗ получают компенсацию в виде отрицательного акциза, а при очень низких – наоборот должны платить государству сверхприбыли. По оценке замминистра финансов Алексея Сазанова, нефтяники могут перечислить в бюджет РФ в 2020 году 700 млрд рублей по демпферу при цене нефти $25-30 за баррель.