За 2019 год просроченная задолженность Роскосмоса снизилась на 10 млрд рублей. Среди предприятий, которые имеют долги, — Центр им. М.В. Хруничева и РКК “Энергия”. При этом в прошедшем году госкорпорация смогла рассчитаться практически со всеми долгами Центра Хруничева по поставкам ракетной техники, которые накопились с 2011 по 2019 год. В свою очередь РКК “Энергия” 2019 год завершила без убытков, несмотря на выплату больших процентов по кредитам.
О размещении гособоронзаказа, выводе из кризиса РКК “Энергия” и Центра Хруничева и других финансовых итогах 2019 года в интервью ТАСС рассказал первый заместитель генерального директора Роскосмоса по экономике и финансам Максим Овчинников.
— Какие основные итоги 2019 года вы можете подвести?
— По тематике госкорпорации состоялось 25 пусков. Планировалось произвести на 12 больше, но по ряду причин пуски были перенесены на более поздний срок: где-то по просьбе заказчика, где-то из-за неготовности космических аппаратов, а где-то просто из-за отсутствия оперативной необходимости. Важно, что все пуски безаварийные!
— Ранее Дмитрий Рогозин сообщил, что просроченная дебиторская задолженность была сокращена до 35 млрд рублей. Какие основные долги она включает?
— На начало 2019 года просроченная дебиторская задолженность составляла почти 46 млрд рублей. За год нам удалось ее сократить до 35 млрд, то есть более чем на 10 млрд. При этом нужно учитывать, что из этих 35 млрд порядка 20 млрд рублей — это просроченная дебиторская задолженность по первой очереди строительства космодрома Восточный, которая может быть урегулирована только по результатам судебных разбирательств. На сегодняшний день идут суды с подрядчиками, которые осуществляли строительство первой очереди. Пока эти судебные разбирательства не будут завершены, эта дебиторская задолженность не может быть устранена. Поэтому напрямую влиять на сокращение этой задолженности госкорпорация не может.
Осталось менее 15 млрд рублей просроченной дебиторской задолженности, с которой мы можем работать. В ближайшие год-два задолженность будет сведена к нулю
— За счет чего удалось снизить просроченную долговую нагрузку более чем на 10 млрд рублей?
— Мы выстроили очень жесткую систему контроля за размещением и исполнением государственного оборонного заказа, в том числе за приемкой просроченных этапов, которых на начало 2019 года насчитывалось более 50. Руководством были утверждены планы-графики размещения новых заданий и приемки этапов по текущим и просроченным контрактам, каждую неделю осуществляется контроль их исполнения. Все это позволило принять более 30 просроченных этапов в 2019 году на сумму 10 млрд рублей. При этом мы избежали появления существенных просрочек по текущим контрактам.
Также мы пересмотрели подходы к формированию этапов по контрактам. Если раньше госкорпорацией заключались контракты с длительностью отдельных этапов два, три и более лет, то теперь мы выделяем в них подэтапы и сдаем работы по мере того, как завершаются отдельные работы. Это позволяет старые контракты подробить по частям и принимать тот объем работ, который уже выполнен, что также снижает дебиторскую задолженность предприятий отрасли.
Для обеспечения выполнения мероприятий по размещению государственного оборонного заказа и своевременной сдачи работ по контрактам в госкорпорации в 2019 году внедрены показатели деятельности, нацеленные на обеспечение надлежащей финансовой дисциплины и своевременного заключения контрактов. Порядка трети заработной платы руководящего персонала госкорпорации зависит от достижения этих показателей.
В совокупности обозначенные меры позволяют получить положительный результат как в снижении просроченной дебиторской задолженности предприятий, так и в своевременной контрактации.
— Гособоронзаказ на 2020 год уже законтрактован?
— До конца декабря 2019 года госкорпорацией с опережением заключено почти 50% контрактов 2020 года, при этом в мае мы планируем завершить контрактацию полностью. Этот результат кратно превосходит аналогичные показатели 2018 года — контрактация 2020 года завершится раньше более чем на шесть месяцев.
В этом году мы ставим перед собой амбициозную цель — законтрактовать практически все работы 2021 года до конца текущего
Это позволит кратно увеличить скорость доведения средств до предприятий, обеспечить равномерность их финансирования в течение года, повысить контролируемость дебиторской задолженности.
— Ведется ли борьба с остатками на лицевых счетах?
— В 2019 году госкорпорацией доведено до предприятий отрасли 97% от запланированных лимитов бюджетных средств. Этот показатель на 1 процентный пункт выше, чем в 2018-м.
Наблюдается незначительное снижение остатков на лицевых счетах головных предприятий, несмотря на рост общих объемов финансирования, что говорит об улучшении финансовой дисциплины. Даже незначительное снижение позитивно, потому что в конце года мы вынуждены были большой объем средств доводить до промышленности. Мы понимаем, что рост остатков на лицевых счетах у наших предприятий в конце 2019 года кратковременный и связан с тем, что основная масса средств федерального бюджета до предприятий доводилась в прошлом году во второй половине года.
Для улучшения ситуации осуществляется постоянный контроль остатков на счетах головных исполнителей, идет работа по внедрению единой системы отраслевого казначейства, установлены специальные показатели результативности для отдельных должностных лиц.
— Удалось ли Роскосмосу выйти на прибыль в прошлом году?
— В 2018 году мы вышли на положительные показатели по чистой прибыли. Если в 2017 году был убыток порядка 16 млрд рублей, то в 2018 году мы получили 2,5 млрд рублей чистой прибыли. Положительный финансовый результат достигнут впервые с момента создания госкорпорации “Роскосмос”.
— Основная часть выручки обеспечивается за счет пусковых компаний?
— Тут нельзя сказать однозначно, потому что все наши предприятия разные и у них разный профиль деятельности. Если мы говорим о самой госкорпорации, то вся выручка формируется за счет внешнеэкономической деятельности: пусковые услуги и пилотируемые программы. “Энергомаш”, например, основную выручку получает также по международной деятельности от продажи двигателей.
В консолидации госкорпорации есть прибористы, производители двигателей, средств выведения и космических аппаратов. Как правило, выручка формируется в основном по работам в рамках федеральных программ и заказов — это серийные поставки и опытно-конструкторские работы по перспективным направлениям. Выручка по таким направлениям составляет около 70% от общих объемов. Порядка 11% консолидированной выручки — это внебюджетные заказы на российском рынке.
— Сокращается ли задолженность Центра им. Хруничева?
— В 2018–2019 годах мы провели гигантскую работу по снижению задолженности Центра Хруничева перед банками. Удалось реструктурировать всю задолженность Центра Хруничева до 2029 года, причем оплата по основному долгу начинается с 2022–2023 года. Сейчас центр платит только проценты по кредитам. Остальная часть равными долями будет гаситься с 2022 по 2029 год. Это позволило Хруничеву, по сути дела, выжить.
При этом мы за полтора года (2018–2019) снизили долговую нагрузку предприятия почти на 30 млрд рублей. 15 млрд снизила госкорпорация за счет собственных сил, еще порядка 12 млрд — за счет поддержки правительства Российской Федерации.
Сейчас Центром Хруничева реализуется план финансового оздоровления, который предполагает компактизацию производственных мощностей, оптимизацию численности — численность предприятия оптимизирована более чем на 1 тыс. человек за полтора года. Также планируется завершить перенос всего цикла производства ракеты-носителя “Ангара” в Омск. Это позволит снизить издержки и оптимизировать производственный процесс.
Отдельно мы реализуем план продажи всех непрофильных активов Центра Хруничева и вместе с правительством Москвы создаем Национальный космический центр. Экономический эффект для Центра Хруничева в рамках указанных мероприятий составит около 25–30 млрд рублей. Это позволит погасить практически всю задолженность предприятия перед банками в 2024–2025 году, а не в 2029-м, как мы это предполагали ранее.
— А в РКК “Энергия” как обстоят дела?
— В РКК “Энергия” тоже сложное состояние дел, которое вызвано рядом неудачных проектов, реализованных до 2017 года: это проект “Морской старт”, принесший предприятию убыток в районе 21 млрд рублей, ну и неудачи, связанные с запуском спутников “Ангосат” и “Египтсат”.
Мы также работаем по реструктуризации задолженности предприятия перед банками. Сейчас формируем план финансового оздоровления и будем пристально следить за его исполнением.
— Есть какой-то срок, когда этот план должен быть представлен?
— Он уже представлен в госкорпорацию. Я думаю, в конце февраля — середине марта мы должны будем обеспечить его утверждение и вынести на рассмотрение наблюдательного совета.
— Что госкорпорация планирует делать в сфере экономического развития предприятий отрасли?
— Мы поставили себе и предприятиям жесткие цели по снижению затрат и повышению производительности труда. За три года предприятия должны снизить непроизводственные затраты минимум на 15%. Для каждого генерального директора предприятия, наряду с исполнением государственного оборонного заказа, это наиболее приоритетные задачи на ближайшую перспективу. В 2019 году, по предварительным данным (окончательные данные будут после аудита отчетности предприятий), производительность труда по отрасли выросла на 15%.
Правлением госкорпорации утвержден план по оптимизации деятельности, который предусматривает мероприятия по сокращению затрат, оптимизации управления имуществом, повышению операционной эффективности предприятий отрасли, а также автоматизации ключевых бизнес-процессов.
Внедрен контроль инвестиционной деятельности предприятий. Инвестиционный проект может быть реализован только в случае подтверждения его экономической эффективности. Мы должны быть уверены, что каждый вложенный рубль даст необходимую отдачу.
По всем предприятиям ведется тщательный экономический анализ. В случае выявления каких-либо проблем госкорпорация обеспечивает необходимую поддержку предприятию, а также ставит задачи по оптимизации деятельности предприятия генеральному директору. Только за 2019 год госкорпорацией предоставлено финансирование предприятиям на 5,5 млрд рублей.
Отдельный вопрос — активизация деятельности на международных рынках. За 2019 год госкорпорацией проведена масштабная работа по снижению стоимости пусковых услуг для международного рынка. Мы добились неплохих результатов и собираемся осуществлять эту работу на постоянной основе. Это позволит как минимум сохранить позиции на рынке пусковых услуг в условиях роста конкуренции на международном рынке.
Беседовала Екатерина Москвич