В действиях заказчика контролёры выявили нарушение ч.4 ст.104 Закона №44-ФЗ, указав на несвоевременное направление им сведений в антимонопольный орган о включении поставщика в РНП. Ранее заказчик отправил контрагенту Почтой России решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, но письмо адресат не получил. По истечении срока хранения оно возвращено заказчику. При этом в антимонопольный орган информация от заказчика поступила лишь спустя полтора месяца, что расценено ФАС России как нарушение.
Что следует учитывать при расчёте сроков, если контрагент письма не получает?
Попытка заказчика оспорить решение УФАС не увенчалась успехом. Суды признали в его действиях нарушение Закона №44-ФЗ и напомнили:
- отслеживание сроков доставки и возврата почтовых отправлений – зона ответственности заказчика. Ему следовало оперативно отслеживать письмо по почтовому идентификатору через общедоступный сервис на сайте Почты России;
- согласно данным сервиса, статус письма – «возвращено отправителю». Указанная при этом дата возврата считается датой надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч.12.2 ст.95 Закона №44-ФЗ);
- решение об одностороннем отказе вступает в силу и контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления контрагента о таком отказе. И ещё два рабочих дня после вступления решения в силу даётся заказчику на отправку обращения в ФАС России (ч.13, 16 ст.95 Закона №44-ФЗ).
В данном деле заказчик не учёл дату возврата письма отправителю, указанную в сервисе Почты России, а получил официальный отчёт от неё о состоянии отправки только через месяц. Суд указал на недопустимость расчёта срока подачи сообщения в антимонопольный орган с даты получения такого отчёта. Таким образом, отображение статуса «возврат из-за истечения срока хранения» на официальном сайте Почты России – достаточное подтверждение факта надлежащего уведомления контрагента.
При должной внимательности и заинтересованности в результативности закупки заказчик мог отследить почтовое отправление и своевременно исполнить обязанность по отправке сведений о включении недобросовестного поставщика в РНП. Теперь заказчику грозит административная ответственность за допущенное нарушение.
Документ: Постановление АС Московского округа от 08.11.2024 № Ф05-22443/2024 по делу № А40-307344/2023