Для развития производства электроники в России, Правительство ограничило закупки её иностранных аналогов Постановлением №878. Его применение важно отслеживать тем, кто поставляет батареи, аккумуляторы, электродвигатели, генераторы, трансформаторы, провода и многое другое. В статье расскажем про законодательные аспекты постановления и как на практике ФАС решает споры по нему в рамках 44-ФЗ.
Ограничения и условия допуска
Постановление включает в себя:
- правила ведения единого реестра российской радиоэлектронной продукции,
- правила обоснования невозможности соблюсти ограничения,
- перечень продукции,
- изменения для ПП РФ №925.
Порядок определения НМЦ и цены контракта устанавливает Минпромторг по согласованию с Минфином и ФАС.
Заказчик отклоняет все заявки с иностранным товаром из перечня, если подано не менее двух заявок, которые соответствуют требованиям закупки. Радиоэлектронная продукция должна быть в реестре и иметь разных производителей.
При закупке кабеля волоконно-оптического по ОКПД2 27.31 и 27.32 действует свое правило. Заказчик отклоняет все заявки с иностранным товаром из перечня, за исключением товаров из ЕАЭС, если подано не менее двух заявок, которые соответствуют требованиям закупки. Продукция должна быть из реестра или производится в ЕАЭС и иметь разных производителей.
Как заказчик обосновывает невозможность соблюсти ограничение
Заказчик подготавливает обоснование и размещает его вместе с извещением в ЕИС, если в реестре отсутствует продукция по тому же классу или она не подходит по характеристикам. Документ содержит:
- само обстоятельство основания,
- класс продукции и требования к характеристикам объекта закупки,
- характеристики из реестра по каждому наименованию продукции, которые не подходят заказчику.
Когда применяется
Если предметом одного контракта или лота будут только те товары, которые входят в перечень постановления.
Когда не применяется
Если заказчик закупает радиоэлектронную продукцию на территории иностранного государства или в рамках программ из постановления, например, трансграничное сотрудничество «Интеррег. Регион Балтийского моря». Программы из постановления действуют до 01.09.2021 г.
Как подтвердить страну происхождения
Страна подтверждается декларацией, что он находится в реестре с указанием номера реестровой записи, за исключением кабеля с ОКПД2 27.31 и 27.32. В этом случае участник закупки предоставляет один документ в зависимости, откуда товар:
- Если товар произведен в России, можно приложить указанную декларацию.
- Если товар из ЕАЭС, нужен акт экспертизы с указанием сведений, что оптическое волокно находится в реестре российской промышленной продукции.
Вывод
Если планируете поставлять кабели из ЕАЭС, то необходимо предоставить в заявке акт экспертизы с информацией об оптическом волокне.
Можно ли заменить товары при поставке
Нельзя заменить радиоэлектронную продукцию на улучшенный товар по ч.7 ст.95, которого нет в реестре и в перечне постановления.
Будет ли применяться Приказ №126н, если заказчик обосновал невозможность соблюсти ПП РФ №878
Да, если среди тех заявок, которые допустили и играли, есть хотя бы одна с товаром из ЕАЭС и одна с иностранной продукцией.
О приказе мы рассказывали в статье «Приказ №126н:теория и практика».
Где можно посмотреть актуальный единый реестр российской радиоэлектронной продукции
Точный реестр радиоэлектронной продукции находится на сайте Минпромторга.
Как применять нацрежим при закупке телекоммуникационного оборудования
Приборы и аппаратура для телекоммуникаций по коду ОКПД2 26.51.44.000 входят в перечень иностранной радиоэлектронной продукции с ограничением допуска и в перечень запрещенных иностранных товаров. Применять их одновременно нельзя.
При закупке товаров для госнужд устанавливается ограничение, а для нужд обороны страны — запрет, исходя из Письма Минпромторга России от 23.12.2020 № 101618/12.
Практика ФАС
Надо ли устанавливать нацрежим при закупке услуг с товаром
Суть жалобы
Заказчик не установил в документации запрет и ограничение на допуск программного обеспечения по ПП РФ №1236 и радиоэлектронной продукции по ПП РФ №878, а это нарушает требования ст.14 44-ФЗ.
Что решила ФАС
В документации есть требования к техническим характеристикам используемого программного обеспечения и видеокамеры. ПО входит в состав комплекта товаров, которые попадают под запрет Постановления №1236. Видеокамеры с ОКПД2 26.40.33.110 включены в реестр российской радиоэлектронной продукции. Заказчик не установил запрет и ограничение, а также не разместил обоснование, почему может закупить товар не из реестра.
Жалобу признали обоснованной. Комиссия считает, что использованный товар, фактически поставляется и передается в собственность заказчика, что подразумевает применение нацрежима.
Производится товар в России или нет
Суть жалобы
Участник считает, что победитель закупки предоставил недостоверные сведения в заявке. Закупаемый товар не производится в РФ и отсутствует в реестре российской радиоэлектронной продукции.
Пояснения заказчика
Заказчик может оценить достоверность сведений только при приемке товара, где будет проведена экспертиза и проверка информации.
Что решила ФАС
Аукцион признали несостоявшимся, так как только один участник предложил цену. В его заявке была задекларирована страна происхождения — Россия.
Заказчиком было размещено обоснование, что он не может соблюсти ограничение по ПП РФ №878. Дополнительных документов от участника не требовалось. Доказательств, что заявка победителя содержит недостоверные сведения, заявитель не предоставил.
Жалобу признали необоснованной, так как само постановление не запрещает закупать российский товар, которого нет в реестре, и у производителей нет обязанности вносить свою продукцию в реестр.
Правомерное обоснование или нет
Суть жалобы
Закупались автоматизированные рабочие места, которые уникальны как отдельный комплекс, но состоят из товаров, которые по отдельности есть в реестре: системный блок, клавиатура, компьютерная мышь, монитор.
Поставщик считает, что заказчик должен был установить ограничение по ПП РФ №878 и ПП РФ №1236 — запрет программного обеспечения, а также требования к товару исходя из КТРУ.
Пояснения заказчика
Провел анализ реестра радиоэлектронной продукции и не нашел той продукции, которую планирует закупить.
Что решила ФАС
Заказчик не установил в документации ограничения по ПП РФ №878, но разместил обоснование, что не может купить товар не из реестра. Например, товар с ОКПД2 26.20.15.000, который планировали закупить, есть в реестре российской радиоэлектронной продукции с тем же классом.
Жалоба была признана обоснованной. В действиях заказчика нашли нарушения и выдали предписание отменить протоколы, изменить документацию и назначить новую дату рассмотрения.
…еще про КТРУ
Может ли заказчик потребовать конкретизировать товар, если его описание есть в КТРУ, мы рассказывали в статье «5 вопросов Минфину, антимонопольной службе и нотариальной палате».
Заказчик обязан использовать сведения из КТРУ при описании объекта закупки на каждую отдельную позицию. А также он вправе требовать дополнительные характеристики, если обоснует их необходимость, п.5 и п.6 Правил, Решение № 026/06/64-1773/2020.
В Решение № 077/06/57-14717/2020 заказчик не смог обосновать дополнительные характеристики товара.
эксперт Контур.Закупок Екатерина Кондратьева