Оператором ЕИС выступает федеральное казенное учреждение «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России». Лицом, осуществляющим эксплуатацию и развитие ЕИС, де-юре является не Федеральное казначейство, а участник закупки, с которым Центр по обеспечению деятельности Казначейства заключил контракт. Наблюдаем очередной пример аутсорсинга.
В 2017-2018 гг. оператором стало АО «РТ-Проектные технологии», дочернее общество государственной корпорации «Ростех», получившее право на развитие ЕИС по итогам закупки у единственного поставщика, стоимость работ составила 511 млн. рублей.
В течение 2019-2020 гг. на основании п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ акционерное общество «РТ-Проектные технологии» также выступало единственным поставщиком таких услуг, стоимость которых составила 424 млн. рублей.
С 30 декабря 2020 по 28 февраля 2022 года оператором ЕИС стало АО «Ланит» по итогам электронного конкурса: сумма бюджетного финансирования, необходимого для развития ЕИС, составила уже 697 млн. рублей.
В итоге, примерный подсчет бюджетных средств, затраченных государством на развитие ЕИС в 2017-2021 гг., составил 1 млрд. 632 млн. рублей.
Такие бюджетные расходы осуществляются в отсутствии регулирования контрактных отношений между исполнителем контракта на развитие ЕИС и субподрядчиками,
– отметили на канале Закупки и госзаказ.
Единственным положением Закона № 44-ФЗ является требование об установлении заказчиком (оператором де-юре) условия о привлечении стороной контракта (оператором де-факто) на субподряд лиц из числа субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее 5% цены контракта.
Почему такие работы могут выполнять социально ориентированные некоммерческие организации, которые, исходя из специальной правоспособности, не имеют никакого отношения к коммерческим разработкам в государственном и муниципальном IT-секторе – вопрос открытый. Не ясно и то, как заказчику (оператору) контролировать ход выполнения работ субподрядчиками, перечень которых заказчик (оператор) не может ограничить.
Так, например, контракт, заключенный между Центром обеспечения деятельности Федерального казначейства и акционерным обществом «Ланит» на поддержку ЕИС от 30.12.2020 предусматривает обязанность общества передать на субподряд работы по развитию ЕИС, стоимость которых должна составлять не менее 20% цены контракта – 697 млн. руб. Следовательно, исполнитель такого контракта в лице общества «Ланит» обязан направить не менее 139 млн. руб. субподрядчикам для выполнения работ по развитию ЕИС, проверить которых заказчик не может.
Следовательно, к исполнению крупного государственного контракта, направленного на развитие центральной государственной информационной системы в сфере закупок, исполнитель такого контракта может привлекать любых лиц, главное, чтобы они имели статус малого бизнеса или являлись социально ориентированными некоммерческими организациями,
– заключили на канале Закупки и госзаказ.