Пять примеров, как не нужно составлять описание объекта закупки

Пять примеров, как не нужно составлять описание объекта закупки

1 пример

Не закупайте оригинальные расходные материалы для МФУ, если есть аналоги

Участник закупки пожаловался в УФАС на то, что заказчик неправомерно закупает оригинальные расходные материалы, поскольку отсутствует возможность поставки эквивалентных товаров других производителей.

В извещении в качестве характеристики расходных материалов установлено требование о необходимости поставки оригинального картриджа.

На заседании УФАС представители заказчика не смогли объяснить необходимость использования оригинальных расходных материалов и не представили документацию, которая указывала бы на совместимость оборудования производителя исключительно с оригинальными расходными материалами.

Контрольный орган пришел к выводу — если заказчик не представил документы, которые подтверждают уникальность расходников, а также не обосновал невозможность использования расходников иных производителей, довод жалобы является обоснованным.

Документ: решение Московского областного УФАС от 27.06.2024 по делу № 050/06/105-20230/2024

2 пример

Не устанавливайте возможность поставки эквивалентного товара без указания характеристик эквивалентности

Объектом закупки являлось предоставление во временное владение спецтехники и оборудования. Заказчик в описании объекта закупки указал, что ему требуется спецтехника с колесной формулой не хуже 6 × 6. При этом отсутствует расшифровка в извещении, что для заказчика будет «не хуже». Была предусмотрена возможность поставки эквивалентного товара. Но заказчик не указал параметры, которые позволили бы определить, по каким критериям будет считаться эквивалентность.

Комиссия УФАС отметила, что использование в описании объекта закупки слов «или эквивалент» направлено на защиту интересов потенциальных участников закупки. Данное условие дает возможность предлагать не только оборудование, которое обозначено товарным знаком, но и иное оборудование, если оно по своим свойствам и характеристикам соответствует описанию объекта закупки.

Устанавливать требования со словосочетанием «не хуже» неправомерно, поскольку такое требование является субъективным. Что участником может быть расценено как «не хуже», не будет являться таковым для заказчика. В действиях заказчика выявлено нарушение Закона № 44-ФЗ. Контрольный орган выдал предписание.

Документ: решение Московского УФАС от 01.08.2024 по делу № 077/06/106-10494/2024

3 пример

Не составляйте инструкцию по заполнению заявки с нарушениями

Заказчик заполнил описание объекта закупки так, что в столбце наименования характеристик указал часть значений, а их единицы измерения указал в столбце значений характеристик. Что конкретно заказчик установил в описании объекта закупки «Бумага для офисной техники», смотрите в таблице 29

Комиссия УФАС пришла к выводу, что такое описание вводит потенциальных участников закупки в заблуждение, поскольку в столбце «Наименование характеристики» помимо наименования характеристик «Белизна CIE» указан диапазон ≥143 и ≤149, в пределах которого должно находиться значение соответствующей характеристики. В столбце «Значение характеристики» заказчиком приведены не значения, а единицы измерения характеристик с использованием знака «/», а столбец «Единица измерения характеристики» остался пустым.

В инструкции сказано, если участник заполняет значения с символом «/„, то указывает одно конкретное значение, без использования данного символа. Показатели с символом “/» в составе единицы измерения указываются в неизменном виде. В заявках, которые подали участники, указано конкретное значение характеристики 146,00 процента для наименования показателя «Белизна CIE», что в самом показателе полностью укладывается в диапазон ≥143 и ≤149.

Предупреждение

Участник при заполнении структурированной заявки указывает параметры товара исходя из значений, которые заказчик установил в структурированном описании объекта закупки

В протоколе рассмотрения заявок установлено, что в описании объекта закупки требовалось также прописать значение «процент / г/м2 / г/см3». Все заявки были отклонены.

Такое требование заказчика к заполнению заявки неправомерно. Поскольку единицы измерения указаны в столбце «Значения характеристик», правило, что символ «/» указывается в неизменном виде, не применяется к данной ситуации.

Контрольный орган пришел к выводу, что согласно положению инструкции ни участники, ни контролеры не могут точно соотнести названия столбцов с их фактическим содержимым. А значит, участники не могли заполнить соответствующие значения, потому что заказчик не установил в инструкции однозначного порядка заполнения заявок. Заказчик получил предписание о внесении изменений в извещение.

Документ: решение Ленинградского УФАС от 11.06.2024 по делу № 047/06/50-1593/2024

Какие характеристики заказчик установил в описании объекта закупки


4 пример

Не устанавливайте неправильный код ОКПД2 при закупке ТРУ

Заказчик объявил закупку товаров, которые относятся к коду ОКПД2 27.40.39.113 «Светильники и устройства осветительные прочие, не включенные в другие группировки, предназначенные для использования со светодиодными лампами и прочими светодиодными источниками света».

Контролеры установили, что объект закупки «Светодиодный светильник», не относится к «другим группировкам». Согласно требованиям, которые установил заказчик в извещении о проведении закупки к виду светильника и типу монтажа, объекту закупки наиболее соответствует код ОКПД2 27.40.25.123 «Устройства осветительные электрические подвесные, потолочные, встраиваемые и настенные, предназначенные для использования со светодиодными лампами и прочими светодиодными источниками света, не имеющие встроенную аккумуляторную батарею и режим работы от нее».

Также контролеры отметили, что код ОКПД2, который следовало включить в описание объекта закупки, попадает под ограничения допуска по постановлению Правительства № 878.

Предупреждение

При выборе кода ОКПД2 руководствуйтесь детализированным описанием кода ОКПД2

Комиссия УФАС пришла к выводу, что код ОКПД2 27.40.39.113 заказчик выбрал неправомерно. Заказчику следовало использовать ОКПД2 27.40.25.123, так как он содержит детализированное описание нужного товара.

Таким образом, заказчик неверно установил код ОКПД2 товара и не применил нацрежим. Заказчик не представил доказательств, что код ОКПД2 27.40.25.123 не подходит для объекта закупки, в связи с чем контролеры выявили в его действиях нарушение Закона № 44-ФЗ. УФАС выдало заказчику предписание на внесение изменений в извещение.

Документ: решение Московского УФАС от 18.07.2024 по делу № 077/06/106-9751/2024

5 пример

Устанавливайте порядок согласования образцов материалов, которые применяют при исполнении контракта

В ТЗ заказчик установил требование о предоставлении исполнителем образцов материалов для проверки качества, которые он использует при оказании услуг по контракту. Срок — в течение одного рабочего дня с даты оповещения. Заказчик имеет право проверить материалы, которые применяет исполнитель, любым доступным способом.

В случае, если заказчик выявит несоответствие материалов для работ по контракту требованиям качества, исполнителю в приемке будет отказано. Если подрядчик не согласен с решением заказчика, материалы могут быть отправлены на экспертизу.

Предупреждение

Предусмотрите в извещении детальный порядок согласования, если возможность указать в ТЗ подробные характеристики ТРУ отсутствует

Контролеры установили, что заказчик в ТЗ не определил сроки направления заявок и их количество. Также не определен порядок устранения несоответствий товаров качеству, которое требует заказчик.

При этом заказчик не установил порядок проверки образцов, что неправомерно. Данное требование ставит подрядчика в зависимость от волеизъявления заказчика и может привести к невозможности исполнения подрядчиком контракта.

Контролеры выявили в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона № 44-ФЗ и выдали предписание.

Документ: решение Московского областного УФАС от 16.07.2024 по делу № 050/06/105-22823/2024

Алексей МЕРЕТ, ведущий консультант отдела рассмотрения жалоб № 4 Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа, журнал Административная практика ФАС

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...