Пунктом 1 Приказа №126н установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию РФ для целей осуществления закупок товаров, указанных в приложениях к Приказу №126н.
В силу пункта 1.6 Приказа №126н подтверждением страны происхождения товаров, указанных в приложениях, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Законом №44-ФЗ наименования страны происхождения товара.
При рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке (пунктом 8 части 12 части 48 Закона №44-ФЗ).
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 5 статьи 49 Закона №44-ФЗ члены комиссии по осуществлению закупок:
- рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона №44-ФЗ;
- принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 – 8 части 12 статьи 48 Закона №44-ФЗ.
При этом ФАС России в своем решении от 20.03.2024 по делу №28/06/105-694/2024 указывает что, при рассмотрении заявок участников закупки членам комиссии по осуществлению закупок следует проверять достоверность информации, содержащейся в таких заявках.
Аналогичной позиции придерживается Восьмой арбитражный апелляционный суд в постановлении от 05.09.2023 по делу № А70-7845/2023 :
Доводы апелляционной жалобы о том, что подтверждением страны происхождения товаров, указанных в Приложении №1 к Приказу №126н, является декларирование участником закупки в заявке наименование страны происхождения товара и что подтверждением страны происхождения радиоэлектронной продукции является декларация не изменяют обязанности заказчика как профессионального участника торгов при проведении закупки установить соответствие предлагаемых к поставке товаров условиям, запретам, ограничениям, установленным в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, и предпринять исчерпывающие меры для установления факта предоставления достоверной информации о стране происхождения товара, задекларированной участником в заявке.
Вместе с тем существует иное судебное решение – Третий арбитражный апелляционный суд в постановлении от 08.12.2020 по делу №А33-19192/2020:
…Законом о контрактной системе и Приказом Минфина не установлено право заказчика/обязанность участника требовать/представлять иные сведения и документы, в том числе документальное подтверждение сведений, указанных в декларации о странах происхождения товара, также данный закон не обязывает аукционную комиссию проводить проверки достоверности сведений о производителях, указанных в заявках товара.
Министерство имущества Челябинской области рекомендует, в случае, если у комиссии возникли сомнения в части достоверности происхождения товара, предпринять меры для установления факта происхождения такого товара, например, посредством обращения в адрес соответствующего ведомства (Минпромторг РФ, Минсельхоз РФ, ТПП РФ и т.д.) и/или производителя (официального представителя производителя).