Просто стать независимым экспертом по проведению антикоррупционной экспертизы

Просто стать независимым экспертом по проведению антикоррупционной экспертизы

Принятие нормативных правовых актов, и их совершенствование путём изменения и дополнения составляют необходимую часть регулирования правоотношений в сфере противодействия коррупции. Однако проблема с коррупцией в России заключается в том, что, несмотря на стремление государства бороться с ней, ситуация, как мы видим, только ухудшается.

Статьей 5 Конвенции ООН против коррупции установлено, что каждое Государство-участник стремится периодически проводить оценку соответствующих правовых документов и административных мер с целью определения их адекватности с точки зрения предупреждения коррупции и борьбы с ней.

Есть портал, мнения и отзывы на котором подлежат обязательному рассмотрению regulation.gov.ru. Федеральные органы исполнительной власти – разработчики обязаны размещать на этом сайте проекты своих нормативных правовых актов (за исключением, например, отнесенных к государственной тайне) и проводить по ним обсуждения.

На этом портале существует три вида обсуждений: независимая антикоррупционная экспертиза, общественные и публичные обсуждения.

Одной из мер предупреждения коррупции является институт антикоррупционной экспертизы. В соответствии с Федеральным законом № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе ..» граждане могут, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов.

Институт такой независимой антикоррупционной экспертизы призван усилить общественный контроль за органами власти как один из инструментов действия гражданского общества, реализовать принцип публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Аккредитацию физических и юридических лиц в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение антикоррупционной экспертизы, осуществляет Министерство юстиции. Административная процедура аккредитации урегулирована Административным регламентом Минюста утвержденным приказом от 27 июля 2012 г. № 146.

Ознакомиться с реестром физических лица, аккредитованные Минюстом России в качестве независимых экспертов, уполномоченных на проведение антикоррупционной экспертизы можно на сайте ведомства.

Стоит отметить, что требования к получению аккредитации в качестве независимого эксперта достаточно просты:

‒ для физических лиц: наличие высшего профессионального образования и стажа работы по специальности не менее пяти лет;

‒ для юридических лиц: наличие в штате не менее трех сотрудников, удовлетворяющих требованиям к аккредитации физического лица.

Но, несмотря на это, численность независимых экспертов, как и их активность невысоки.

На 14 января 2020 года в Минюсте получили аккредитацию всего лишь 2611 экспертов (скачать).

Вы спросите почему так мало? Видимо причиной столь низкой активности граждан является безвозмездность проведения независимой антикоррупционной экспертизы.

Возможно это оправдано, ведь если эксперт будет получать вознаграждение от органов власти, то он потеряет свой независимый статус. Взваливать на себя груз дополнительной неоплачиваемой нагрузки желают немногие.

Принято считать, что стимулом к проведению экспертизы является высокий уровень право сознательности и заинтересованность независимого эксперта и профессионального сообщества, которое представляет эксперт в результате правоприменения нормативного правового акта, на который проводится экспертиза.

Видимо это не так.

В нашей редакции есть антикоррупционные эксперты. Они говорят, что по результатам общественного обсуждения подготовки проектов нормативных правовых актов, предложений от граждан поступает мало, чаще их вообще нет.

«К сожалению, это общая тенденция аморфности нашего общества. Скажу больше, даже если бы назначили оплату за проведенную экспертизу, возникли бы вопросы «почему так мало?» Наше общество так устроено»,

– сказал нам бывший чиновник.

Редакция спросила Рамиса Гибатдинова из Ульяновской области (Распоряжение № 843-р от 23.06.2017), что Вас сподвигло стать экспертом? Зачем Вам это нужно? что Вы можете посоветовать гражданам?

В 2018 и 2019 годах стал победителем конкурса на Лучшего эксперта (экспертную организацию) привлеченного для проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов на территории Ульяновской области.

«Лично для меня: учитывая, что на работе провожу правовую экспертизу локальных нормативных актов, осуществление независимой антикоррупционной экспертизы является самостоятельным повышением квалификации и увеличение объёма знаний и опыта в этой сфере”, сказал Рамис и продолжил,

«Но самое главное – любой гражданин может обратить внимание на коррупциогенные факторы в актах органах власти. Аккредитация позволяет их отразить в экспертном заключении, направить для исправления разработчику, а копии заключений в Минюст и прокуратуру согласно Правил проведения антикоррупционной экспертизы».

Отметим, что Рамисом, только за 2019 год составлено 69 заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов. В частности были выявлены коррупциогенные факторы в нормативных правовых актах и их проектов Федеральной антимонопольной службы России (5 заключений), Генеральной прокуратуры Российской Федерации (3 заключения), Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации (1 заключение), ФСБ России (1 заключение), Министерство юстиции Российской Федерации (1 заключение), Роструда России (1 заключение), Госкорпорации по космической деятельности “Роскосмос” (1 заключение), Госкорпорации по атомной энергии “Росатом” (1 заключение), Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (1 заключение).

Не равнодушным представляем памятку Генеральной прокуратуры от 2019 года «Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: памятка» (скачать).

Хотим обратить внимание граждан и экспертов на 12 пунктов (стр. 16 памятки) «Содержание коррупциогенных факторов».

У нас правовое государство, как минимум хотелось бы в это верить. Посмотрите засилье единственных поставщиков в госзакупках с их ценами, и суммами контрактов. Многие из них выносились на общественное обсуждение перед подписанием нормативного акта позволяющего стать «единственно – любимым» у заказчика. Однако интереса к таким обсуждениям граждане и эксперты не проявляли. Что в итоге, вспомним общественное обсуждение по «Транслому», сейчас компанию подозревают в махинациях и недополучению средств.

Читайте нашу статью:  “Лом металлов без торгов получает близкая к Ротенбергам компания «ТрансЛом».

Единственного поставщика продуктов питания Мясокомбинат «Дружба Народов», подозревают в отмывании денег полученных от Росгвардии.

Читайте нашу статью: “Росфинмониторинг подозревает поставщика продовольствия Росгвардии в отмывании денег”

Выразить свою гражданскую позицию – просто, нужно только желание. Мы заслуживаем тех законов которые принимаются.

 

1 Comments

  1. Люди не верят власти. Отсюда равнодушие. Кроме того чиновники получают зарплату, так с какого боку бесплатно работать

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...