Правительство внесло в Госдуму законопроект № 1085758-7, наделяющий прокуроров правом подавать в арбитражные суды иски о признании сделок в сфере гособоронзаказа, а также государственного и муниципального заказа на всех уровнях кооперации недействительными.
Документом предлагается внести изменения в статью 52 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
«Законопроект направлен на наделение прокурора правом обращаться в арбитражный суд с исками о признании недействительными сделок, совершенных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при выполнении государственного оборонного заказала также при поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг для государственных и муниципальных нужд независимо от наличия в их уставном капитале (фонде) доли участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, и применении последствий их недействительности, а также о возмещении причиненного ущерба», — говорится в пояснительной записке.
По оценке кабмина, действующие в настоящее время системы банковского сопровождения расчетов, связанных с исполнением гособоронзаказа, а также мониторинга и контроля за использованием средств при его размещении и выполнении не обеспечивают полного исключения злоупотреблений. Уполномоченные банки при принятии к исполнению распоряжения о перечислении денежных средств контролируют проведение платежей в соответствии с контрактом, а также режим использования отдельного счета.
В документе отмечается, что по результатам расследования уголовных дел и проводимых органами прокуратуры проверок продолжают регулярно выявляться факты заключения сделок на заведомо невыгодных для оборонных предприятий условиях, в том числе с организациями, не ведущими реальной хозяйственной деятельности, не имеющими необходимых лицензий и оборудования для выполнения заказа. Кроме того, по своим задачам системы банковского сопровождения и мониторинга направлены на предотвращение возможных злоупотреблений, а не на восстановление нарушенных имущественных прав государства.
Аналогичные проблемы, как показывает анализ результатов надзорной деятельности органов прокуратуры, имеются и в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, отмечается в документе.
«В этих целях часть 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предлагается дополнить нормами, предусматривающими право прокурора на обращение в арбитражный суд с соответствующими требованиями, что позволит обеспечить возмещение ущерба, причиненного государству и муниципальным образованиям, в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством, а также сформировать дополнительные действенные процессуальные механизмы восстановления нарушенных имущественных прав при злоупотреблениях на этапе привлечения исполнителей к выполнению государственного оборонного заказа, государственного и муниципального заказа на всех уровнях кооперации», — говорится в записке.