Продаёшь фальсификат – от госзакупок отстранят

Продаёшь фальсификат – от госзакупок отстранят

В кабмин обратилась «Общественная потребительская инициатива» с просьбой запретить допуск поддельных продуктов к госзакупкам и продаже в торговых сетях. Штрафы за суррогат незначительны, а потому некоторые изготовители почти не беспокоятся за качество своего товара. Эксперты отмечают, что фальсификата сейчас в консервах или сладких напитках может быть 40-80%. Как же решить эту проблему, выясняли “Известия”.

Забанить

«Общественная потребительская инициатива» (ОПИ) попросила правительство жёстче бороться с фальсификатом продуктов в РФ. Сейчас состав товара не всегда верен. Например, на упаковке указаны «животные жиры», а в реальности – растительные, типа пальмового масла. И проверить это получится только в лаборатории.

ОПИ предложила не только запретить поставку подделок в магазины и общепит, но и закрыть им допуск в госзакупках. Для этого всех нарушителей необходимо запретить. Заявление написано и отправлено Михаилу Мишустину, но на данный момент он ещё не получил документ, по словам правительства.

Внеплановых проверок не будет, это чисто для профилактики. Такие вещи уже проводятся, как говорят эксперты. Например, существует реестр недобросовестных поставщиков, подрядчиков и исполнителей, ведет его ФАС России. Там есть список компаний, которые уже стали нарушителями, и их почти не допускают до госзакупок.

В России уже есть «черные списки», куда отправляют поставщиков-обманщиков по решению суда. Но это ненадёжно: ведь можно зарегистрировать другое юридическое лицо и работать дальше, а низкая цена приманивает закупщиков.

Россельхознадзор не раз говорил об этой проблеме, по сей день требует ужесточить меры для производителей и поставщиков фальсификата, особенно в организации социальной сферы. Для таких процедур даже создавали специальные службы, к примеру «Меркурий».

Риск

— Мы фиксируем фальсификацию в большинстве категорий переработанной пищевой продукции: колбасы, сладкие напитки, мясные и рыбные консервы и другое. Объемы фальсификации здесь варьируются в диапазоне 40–80%. Причем практика показывает, что чем глубже процесс переработки, тем больше у производителей возможностей для подмены компонентов, например экономии на сырье, — сказал глава ОПИ Олег Павлов.

Специалисты крупных сетей отбирают поставщиков, проверяют товары на качество, подчеркнул он. Благодаря этому суррогата на полках меньше. Однако проконтролировать каждый продукт нереально – слишком уж много уловок используют производители.

По данным ОПИ, подделки чаще всего поставляют в несетевые магазины, где первые – дешевле, что помогает продать товар быстрее. По данным организации, две трети продуктов именно там и сбывают. Пока что государство не может контролировать каждую закупку, а наказывают нарушителей слишком легко.

Согласно статье 14.43 КоАПа «Нарушение изготовителем, продавцом требований технических регламентов» максимальный размер штрафа за производство фальсификата составляет 300 тыс. рублей для юридических лиц, добавил Олег Павлов. При причинении вреда здоровью и угрозе жизни сумма взыскания возрастает до 600 тыс. рублей, а также конфискуют продукты.

Вице-президент Российского подразделения Международного комитета защиты прав человека Иван Мельников считает, что для производителей необходимо увеличить санкции, чтобы заставить их ответственнее подходить к производству опасных для жизни людей подделок. Эта проблемно учитывая то, что заводы с нелегальной едой очень непросто обнаружить.

Хоть в России и есть сейчас система маркировки, производителей нелегальной продукции всё ещё хватает, сказали «Известиям» в Центре развития перспективных технологий (ЦРПТ, оператор маркировки). Они уже известны государству, ограничение для такого бизнеса на поставки в госучреждения выглядит логичным шагом, заметили в организации.

Это проблема скорее мелких ритейлеров, которым просто сменить место и название, а крупные фирмы за многие годы создали себе репутацию, поэтому сети активно проверяют товары, сказала доцент Базовой кафедры торговой политики ФГБОУ ВО «РЭУ им. Плеханова» Светлана Казанцева.

Впрочем, зампред правления ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Леонов считает, что торговые сети должны повышать квалификацию своих закупщиков, чтобы они знали особенности производства продуктов и их себестоимость.

Лидия Апресова

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...