При выполнении капитального ремонта здания по контракту, заключенному по электронному аукциону в соответствии с Законом N 44-ФЗ, произошел пожар.
Часть работ выполнена. При этом этапы в контракте не выделены. Часть помещений не подлежит восстановлению (работы по смете частично не будут выполнены), часть помещений необходимо доделать в соответствии со сметой.
Как продолжить выполнение работ по капитальному ремонту в данном случае? Подлежат ли изменению сроки выполнения работ?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
По общему правилу стороны контракту не вправе изменить предусмотренные контрактом объем выполняемых работ и сроки выполнения работ. Однако само по себе истечение указанных сроков не препятствует исполнению предусмотренных контрактом обязательств и принятию такого исполнения заказчиком, и требований о выполнении работ по контракту в любом случае в изначально установленном объеме, несмотря на независящие от сторон обстоятельства, закон не содержит.
Обоснование вывода:
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом (при закрытых закупках), документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с данным Законом извещение или приглашение принять участие в определении контрагента, документация, заявка не предусмотрены.
При исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных самим этим Законом (ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Такие случаи предусмотрены положениями ст. 95 и 112 Закона N 44-ФЗ, в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, постановлением Правительства РФ от 16.04.2022 N 680 “Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия”. В любых других случаях изменение контракта неправомерно (смотрите, например, постановление Семнадцатого ААС от 27.11.2014 N 17АП-13706/14) и влечет административную ответственность, предусмотренную чч. 4 и 5 ст. 7.32 КоАП РФ (постановление АС Уральского округа от 15.07.2015 N Ф09-4884/15).
Из ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ следует, что контракт в любом случае должен содержать взаимосвязанные условия о цене и о количестве товара, объеме работ, услуг, приобретаемых по контракту (далее – объем исполнения), которые могут быть сформированы в трех вариантах:
– ориентировочное значение цены контракта либо формула и максимальное значение цены контракта – в случаях, установленных Правительством РФ;
– цены(а) единиц(ы) товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта – если объем исполнения по контракту невозможно определить на момент его заключения (ч. 24 ст. 22 Закона N 44-ФЗ);
– цена контракта, устанавливаемая за весь объем исполнения в целом, – во всех прочих случаях.
Также в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы (п. 1 ст. 708 ГК РФ). Необходимость включения в контракт условий о сроках выполнения работ, в том числе промежуточных, следует также из цитированной выше ч. 1 ст. 34 и п. 8 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, требующего включения таких условий в извещение об осуществлении закупки.
Поскольку указанные условия названы в законе в качестве обязательных, необходимых для согласования, они являются существенными условиями контракта. Это следует из п. 1 ст. 432 ГК РФ, который, как и прочие нормы Гражданского кодекса РФ, применяется к контрактам, поскольку Законом N 44-ФЗ не установлено иное (смотрите также ответ на вопрос N 81 приложения к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889).
Соответственно, объема работ по контракту, его цена и сроки его исполнения могут быть изменены только в случаях, перечисленных в Законе N 44-ФЗ (смотрите также п. 9 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом ВС РФ 28.06.2017), Энциклопедию решений. Изменение контракта по Закону N 44-ФЗ).
Так, увеличение цены контракта в пределах 10% по общему правилу возможно на основании п. 1.2 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. При этом указанное изменение цены возможно лишь пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги.
На возможность изменения именно сроков исполнения контракта указывают пп. 6 и 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Однако п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ предусматривает такую возможность только на случай уменьшения ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств.
В свою очередь, п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ предусматривает такую возможность именно и только для контрактов жизненного цикла, контрактов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, однако только на тот случай, когда соответствующий контракт не исполнен по независящим от сторон обстоятельствам или по вине подрядчика. Иными словами, из буквального прочтения приведенной нормы получается, что дополнительное соглашение по нему может быть заключено только уже по истечении срока выполнения работ, притом что в рассматриваемой ситуации еще не ясно, будет ли такой срок нарушен. Кроме того, данная норма предполагает изменение только срока, но не объема и цены выполняемых работ.
Кроме этого, пп. 2-4, 8, 11 ч. 1 ст. 95, ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ допускают изменение фактически любых условий контракта, однако только на основании решения соответствующего органа государственной власти и при наличии обстоятельств, делающих исполнение контракта на прежних условиях невозможным. Полагаем, что невозможность исполнения контракта в полном объеме ввиду отпадения части потребностей заказчика не может быть приравнена к невозможности исполнения контракта как таковой, то есть принципиальной невозможности выполнения обязательств, предусмотренных контрактом.
Таким образом, в рассматриваемом случае заключить в текущий момент соответствующее дополнительное соглашение на основании приведенных норм стороны не вправе, по крайней мере формально.
В связи с этим полагаем, сторонам контракта следует продолжить исполнение контракта без внесения в него изменений, но принимая во внимание нижеописанные обстоятельства.
Во-первых, практическая невозможность или затруднительность изменения контракта не означает, что контракт должен быть исполнен в полном объеме в любом случае, независимо ни от каких объективных обстоятельств. Закон N 44-ФЗ такого требования не содержит, и, более того, представляется, что такое требование противоречило бы принципам закупки, среди которых и принципы ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6, 12 Закона N 44-ФЗ). В том случае, если работы, потребность в выполнении которых не отпала, будут выполнены до окончания срока их выполнения или срока действия контракта, стороны могут расторгнуть контракт по соглашению, для чего каких-либо специальных оснований не требуется, достаточно самого наличия обоюдного согласия сторон (ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Таким образом, заказчик может заключить с контрагентом соглашение о расторжении контракта, оплатив лишь фактически выполненный объем работ. Аналогичные разъяснения даны в письмах Минфина России от 24.10.2017 N 24-03-08/69599, от 11.02.2020 N 24-03-08/9180, от 13.08.2020 N 24-03-08/71032, от 17.07.2020 N 24-03-06/62549, от 03.06.2020 N 24-03-08/47322, от 07.05.2020 N 24-03-08/36964 и др.
Кроме того, на наш взгляд, допустим вариант, когда по исполнении контракта в объеме фактически сложившейся потребности его стороны составят акт об исполнении контракта, в котором и зафиксируют исполнение в объеме имевшейся потребности и отпадение остающейся ее части.
Во-вторых, даже если подрядчик в силу тех же обстоятельств, которые вызвали отпадение части потребностей заказчика, в данном случае – пожар, не успеет выполнить все работы в установленный срок, необходимость в изменении контракта не является абсолютной. Сам по себе факт истечения указанных сроков не влечет прекращения обязательств сторон контракта, которые возникли из этого контракта (п. 3 ст. 425 ГК РФ). Ни одна норма закона не запрещает выполнение работ и их приемку за пределами предусмотренного контрактом срока. В связи с этим если контракт не будет расторгнут по каким-либо основаниям до момента выполнения работ, заказчик будет обязан принять надлежаще исполненное контрагентом и за пределами предусмотренных контрактом сроков (смотрите также письмо Минэкономразвития России от 10.02.2015 N Д28и-175).
Безусловно, формально при любом нарушении сроков заказчик обязан направить подрядчику требование об уплате пеней (ч. 6 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Исключить возникновение этой обязанности путем подписания какого-либо дополнительного соглашения к контракту (в том числе указанного в вопросе) стороны не могут. Однако обязанность уплатить сумму пеней возникнет у подрядчика лишь при наличии вины, то есть если сроки выполнения работы нарушены по обстоятельствам, зависящим от подрядчика (смотрите, в частности, п. 2 ст. 330 ГК РФ, а также ч. 9 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Серков Аркадий