В силу с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ в описание объекта закупки не должны включаться такие требования к товарам, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки. Описывая объект закупки, заказчик, с одной стороны, должен обеспечить приобретение товара с характеристиками, которые соответствуют его потребностям, а с другой — избежать необоснованного ограничения количества участников закупки.
В п. 1 Обзора судебной практики, утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 28.06.2017, отмечается допустимость указания особых характеристик товара, которые отвечают потребностям заказчика и необходимы ему с учетом специфики использования такого товара. По мнению Верховного Суда РФ, это не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки. Однако в п. 2 того же обзора было указано, что установление требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара являются нарушением положений ст. 33 Закона № 44-ФЗ.
При осуществлении закупок заказчик должен исходить из необходимости удовлетворения своих нужд и особенностей закупаемого товара, а не из возможностей конкретного участника закупки. Поэтому при установлении требований временнóго периода постройки дома и/или района важно обосновать такие требования. В тех случаях, когда заказчикам это удается, антимонопольные органы становятся на их сторону.
Пример
В извещении о закупке жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, содержалось требование к году постройки и ввода в эксплуатацию жилого помещения — не ранее 2016 г.
Жалоба на неправомерность данного требования была признана необоснованной. Антимонопольный орган принял во внимание аргументы заказчика, который, определяя год постройки, руководствовался целью приобрести жилье более высокого качества. По мнению заказчика, отсутствие такого требования могло повлечь неэффективное расходование бюджетных средств в связи с возможностью приобретения жилого помещения по цене, превышающей его рыночную стоимость, которая зависит в т. ч. и от года его постройки. При этом заказчик документально подтвердил существование значительного числа жилых помещений, введенных в эксплуатацию в период с 2016 по 2020 г. и отвечающих всем требованиям техзадания, т. е. доказал, что на рынке имеется достаточное количество предложений[1].
Вот аналогичные аргументы, которые могут приниматься контрольным органом во внимание.
Пример аргументации
Данный год постройки (1974) установлен исходя из мониторинга технического состояния многоквартирных домов на территории поселка Морки на основании действующей республиканской адресной программы «Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» на 2014-2046 гг.», утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31.12.2013 № 460, куда включены все многоквартирные дома с 1959 по 2000 год постройки. Кроме того, в конкурсной документации обозначены требования, согласно которым жилое помещение (квартира) не должно находиться в доме со значительной степенью износа либо признанного аварийным, подлежащим сносу или реконструкции в порядке, установленном действующим законодательством ветхим и непригодным для проживания. В связи с этим при рассмотрении заявок участников учитывается отсутствие предложенных ими квартир в реестре аварийного жилищного фонда[2].
Однако существует и многочисленная противоположная практика. Если заказчик установил характеристики, соответствующие конкретному товару, и при этом не привел достаточные аргументы для обоснования, то такие действия могут быть расценены как приводящие к ограничению конкуренции и нарушению действующего законодательства.
Иногда антимонопольный орган руководствуется в качестве аргументации местными программами по обеспечению доступным жильем.
Пример
Обстоятельства дела: Проводя электронный аукцион на приобретение квартиры в селе Тигиль в Камчатском крае в бетонно-блочном доме на вторичном рынке с отделкой, заказчик установил в документации требование о том, что предлагаемый участниками закупки дом должен быть построен не ранее 1985 года.
Правовая оценка УФАС: в программе Камчатского края «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Камчатского края», утвержденной постановлением № 520-П, не предусмотрено требование к дате постройки жилого дома, в котором планируется приобрести жилые помещения гражданам, переселяемым из жилых помещений, расположенных в аварийном жилищном фонде. При этом заказчик свою объективную потребность в установлении этого требования не обосновал[3].
При этом простой ссылки на физический износ жилищного фонда, введенного в эксплуатацию, например, более 50 лет назад, может оказаться недостаточно, чтобы убедить контрольный орган в правомерности требования к году постройки дома.
Пример
Заказчик установил требование, согласно которому жилое помещение (квартира) должно быть расположено в доме, возведенном не ранее 1968 г. Заказчик обосновал это тем, что в домах более раннего года постройки электрическая проводка, инженерные коммуникации могут быть неисправны в силу возраста и физического износа, а собственник помещения может попросту не знать об этом.
Однако антимонопольный орган счел установленное требование приводящим к необоснованному ограничению конкуренции, поскольку оно исключает участников, квартиры которых расположены в домах, построенных ранее 1968 г.[4]
Есть пример, когда указание определенного года постройки («квартира относится к вторичному рынку жилья, расположена в доме 1988 года постройки») просто стало еще одним из факторов, которые конкретизировали дом. Учитывая отсутствие обоснования таких требований, контрольный орган предсказуемо усмотрел в этом нарушение.
Пример правовой оценки
Заказчиком определен конкретный дом, находящийся по указанному адресу, и конкретный этаж, на котором может находиться приобретаемая квартира. Если при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством показатели, требования, условные обозначения и терминология, в описании объекта закупки должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований. Следовательно, в действиях заказчика усматривается нарушение правил описания объекта закупки[5].
Таки образом, если заказчик не готов должным образом обосновать устанавливаемые требования в связи с отсутствием для этого достаточно убедительных доводов, то лучше не включать такие требования в описание объекта закупки. Эта позиция является самой безопасной для заказчика.
- Решение Рязанского УФАС России по делу № 062/06/64-391/2021 от 29.04.2021 (изв. № 0859200001121003177). См. также решение Вологодского УФАС по делу № 035/06/33-323/2020 от 28.05.2020 (изв. № 0130200002420001135) , решение Красноярского УФАС России по делу № 024/06/105-526/2021 от 15.03.2021 (изв.№ 0819300037421000005), решение Орловского УФАС России по делу № 57/06/33-189/2020 от 06. 04.2020 (изв.№ 0354300053220000006), решение Коми УФАС России по делу № 011/06/64-93/2020 от 14.02.2020 (изв.№ 0107300022120000008), решение Ханты-Мансийского УФАС России от 29.11.2018 (изв.№ 0187300003518000756).
- Решение Марийского УФАС по делу № 012/06/106-813/2020 от 19.10.2020 (изв. № 0108300002020000020).
- Решение Камчатского УФАС по делу № 041/06/64-306/2021 от 12.07.2021 (изв. № 0138300005421000057).
- Решение Костромского УФАС России по делу № 044/06/105-741/2020 от 03.12.2020 (изв. № 0141300014520000051).
- Решение Магаданского УФАС по делу № 049/06/33-229/2019 от 11.12.2019 (изв.№ 049/06/33-229/2019). См. также решение Смоленского УФАС России по делу № 067/06/33-237/2020 от 09.06.2020 (изв. № 0163300007020000039).
автор статьи: Елена Чернюк, электронный журнал ПРОГОСЗАКАЗ