Этот проект поправок к закупочному законодательству РФ, который в четверг рассматривался на заседании, стремится сделать правила проведения закупочных процедур более простыми и прозрачными, а также придать безусловный приоритет отечественным брендам.
По словам председателя правительства РФ Михаила Мишустина, целью этих поправок является стимулирование создания новых производств путем установления приоритета для российских товаров и упрощения закупочных процедур.
Поправки предусматривают оптимизацию всех этапов закупочных процедур и установление единого порядка предоставления преимуществ отечественным поставщикам. Это включает в себя как полный запрет на участие в торгах определенных иностранных товаров и услуг, так и установление ограничений в рамках условия “второй лишний”, когда есть российский претендент.
Законопроект также вводит норму, позволяющую использовать механизм ценовой преференции (15%) при закупках товаров отечественных производителей, причем предпочтение будет отдаваться товарам с более высоким технологическим уровнем локализации производства.
Этот законопроект, разработанный Минфином РФ в прошлом году, направлен на регулирование вопросов национального режима в государственных закупках и закупках государственных компаний. Он предусматривает включение соответствующих положений в законы 44-ФЗ “О контрактной системе” и 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”. Эти положения дадут кабмину право предоставлять преференции при закупках российских товаров или товаров из стран ЕАЭС, если на торгах они конкурируют с иностранными.
Однако, как отмечает директор департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина Татьяна Демидова, регулирование этих вопросов в настоящее время осуществляется девятью подзаконными актами, что создает сложности и неоднозначность. Вместо этого предлагается принять универсальный подзаконный акт для обеспечения более ясной и унифицированной системы.
Для полноценного запуска механизма импортозамещения также требуется оптимизация процедур подтверждения страны происхождения товаров, за которую отвечает Минпромторг РФ. В настоящее время многие российские производители считают процедуру подтверждения слишком затратной.
В целом, принятие этого законопроекта потребует принятия двух подзаконных актов и внесения изменений в несколько законов и ведомственных актов.
Документ: Законопроект № 547583-8 О внесении изменений в Федеральный закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и признании утратившим силу пункта 3 статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"