Ситуация: на момент рассмотрения заявки реестровая запись на интерактивной панели была в Едином реестре российской радиоэлектронной продукции, а на момент поставки ее уже нет. Соответственно, заказчик не может убедиться в стране происхождения товара и принять товар ввиду отсутствия действующей записи в Реестре (исходя из разъяснений Минпромторга, письма от 01.11.2023 N 117563/12 и от 25.04.2023 N ПГ-12-3968)
Проблематика: когда была запись о товаре в соответствующем реестре, он являлся российским, запись из реестра была исключена, а замена товара на иностранный запрещена – п. 8 ППрРФ от 10.07.2019 N 878
1.В письме Минпромторга России от 01.11.2023 N 117563/12: “… Таким образом, в целях реализации положений постановления N 878 реестровые записи в реестре радиоэлектронной продукции или евразийском реестре промышленных товаров должны быть действующими как на этапе подачи участником закупки заявки на участие в закупке, так и на этапе исполнения контракта”
2.В письме Минпромторга России от 14.07.2023 N 74366/12: “По вопросу применения постановления N 878 Департамент информирует, что в соответствии с п. 2 постановления N 878 утверждается перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Согласно п. 3(2) постановления N 878 подтверждением страны происхождения радиоэлектронной продукции является наличие сведений о такой продукции в едином реестре российской радиоэлектронной продукции (далее – реестр радиоэлектронной продукции) или евразийском реестре промышленных товаров. В соответствии с п. 3(3) постановления N 878 для подтверждения соответствия радиоэлектронной продукции требованиям, предусмотренным п. 3(2) данного постановления, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке номер реестровой записи из реестра радиоэлектронной продукции или евразийского реестра промышленных товаров. Департамент обращает внимание на то, что в постановлении N 878 не предусмотрены обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя) при передаче товара (результатов работы) представить заказчику документы, подтверждающие страну происхождения товара, на основании которых осуществляется включение продукции в реестр радиоэлектронной продукции или евразийский реестр промышленных товаров, предусмотренные постановлением N 719 или решением N 105 соответственно”
Визуально у нас два письма Минпромторга, в которых противоположные мнения одного и того же госоргана по данному вопросу с разрывом в 3,5 мес., однако в первом письме: “реестровые записи … должны быть действующими как на этапе подачи участником закупки заявки на участие в закупке, так и на этапе исполнения контракта”, а во втором: “в постановлении N 878 не предусмотрены обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя) при передаче товара (результатов работы) представить заказчику документы, подтверждающие страну происхождения товара, на основании которых осуществляется включение продукции в реестр”
Наличие действующей реестровой записи (проверка заказчиком) и документы, подтверждающие страну происхождения (представление поставщиком), это различные действия со стороны заказчика и поставщика и логика письма от 14.07.2023 N 74366/12 понятна в обстоятельствах упразднения требования (летом 2023 г.) к поставщику о предоставлении документов, подтверждающих страну происхождения товара, на основании которых осуществляется включение продукции в соответствующие реестры
Позиция, изложенная в письме от 01.11.2023 N 117563/12 в части действующей реестровой записи, как на этапе подачи заявки, так и на этапе исполнения контракта более актуальная, однако необходимо учитывать тот факт, что в отличие от требований ППрРФ N 617 в рассматриваемой ситуации реестровые номера в обязательном порядке в контракт не включаются (так как подобного требования в ППрРФ 878 нет), как следствие, на этапе приемки отсутствуют данные для сравнения, а изменение реестровой записи (в случае повторного включения товара в реестры) не требует внесения изменений в контракт, так как товар и его характеристики не меняются, а меняется только номер реестровой записи (по причине повторного включения)
Казалось бы, вопрос не сложный, однако ввиду отличных друг от друга требований ППрРФ N 878, N 616 и N 617 проявляются тонкости, которые меняют подходы заказчика в вопросах контроля соблюдения контрагентом требований нацрежима в случае получения последним преференции.
Амбросов Анатолий, эксперт-практик в сфере закупок