Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 № 616 (далее – Постановление 616) определяет запрет на закупку отдельных видов промышленных товаров для заказчиков, работающих по Закону № 44-ФЗ. В отличие от механизмов ограничения допуска запрет, установленный Постановлением 616, применяется как при осуществлении заказчиком закупок конкурентными способами, так и при осуществлении закупок способом у единственного поставщика, в том числе по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ (до 600 т.р.). Случаи, при которых Постановление 616 может не применяться, мы разберем в настоящей статье ниже.
С 31 августа 2021 года в Постановление 616 были внесены изменения постановлением Правительства РФ от 28.08.2021 № 1432. Суть изменений заключалась в распространении действия Постановления 616 дополнительно на отдельные виды радиоэлектронной продукции, в том числе ноутбуки, а также в решении некоторых вопросов, связанных с применением постановления при осуществлении заказчиком закупок для нужд обороны и безопасности государства. В этой связи мы решили обновить наш взгляд на порядок применения указанного постановления, осветить в статье появившуюся связь Постановления 616 с каталогом товаров, работ, услуг (КТРУ), рассмотреть особенности применения Постановления 616 при осуществлении закупок для нужд обороны и безопасности государства, а также вопросы получения заказчиками разрешения Минпромторга России на осуществление закупок промышленной продукции иностранного происхождения.
Когда применяется Постановление 616?
Выше мы уже отметили, что Постановление 616 должно применяться заказчиками, работающими по Закону № 44-ФЗ, как при осуществлении закупок конкурентными способами, так и при осуществлении закупок способом у единственного поставщика. Постановление 616 не работает, как и другие подзаконные акты, принятые в развитие Закона № 44-ФЗ, при осуществлении закупок в рамках Закона № 223-ФЗ.
Действие постановления можно условно разделить на 2 направления: закупки “обычных” заказчиков (Направление 1) и заказчиков, осуществляющих закупки для нужд обороны и безопасности государства (Направление 2)
В рамках Направления 1 Постановление 616 применяется только в отношении товаров, попавших в перечень, утвержденный постановлением. При этом Постановление 616 применятся в закупках, предметом которых выступает “поставка” таких товаров. Помимо этого, Постановление 616 применяется при осуществлении закупок работ и услуг, при которых товары, попавшие под действие перечня, “поставляются”. Если указанные в перечне товары “используются” (расходуются) при выполнении работ, оказании услуг, закупаемых заказчиком, Постановление 616 не применяется.
Приведем простой пример: перечень, утвержденный Постановлением 616 включает позицию № 12 “Клеи” (код ОКПД2 17.12). Если заказчик закупает клей как товар, то Постановление 616 применяется (если не сработали исключения), но если заказчик закупает ремонтные работы, в которых используется клей и применение такого клея предусмотрено в сметной документации, то Постановление 616 не работает.
По Направлению 2 все немного сложнее. Постановление 616 в данном случае распространяется на закупки любых промышленных товаров, как попавших под действие утвержденного постановлением перечня, так и не попавших под него. При этом в законодательстве Российской Федерации отсутствует нормативно закрепленное понятие “промышленный товар”. Например, деревянная доска – это промышленный товар или нет?
В Федеральном законе от 31.12.2014 № 488-ФЗ “О промышленной политике в Российской Федерации” есть понятие “промышленная продукция”, под которой понимаются товары, произведенные в результате осуществления деятельности в сфере промышленности. Поэтому любой товар, которой не относится к категории “hand made”, нужно относить к промышленным товарам, подпадающим под действие Постановления 616.
К таким товарам, в частности, относятся товары, попавшие под действие постановлений Правительства РФ (102, 617, 878 и т.д.). Означает ли это, что в случае закупки таких товаров для нужд обороны и безопасности государства заказчиком во всех случаях должен применяться запрет, установленный Постановлением 616?
Данный вопрос, к сожалению, не имеет однозначного ответа. Есть две противоположные позиции и, соответственно, два противоположных ответа.
Позиция 1: Постановление 616 при осуществлении закупок для нужд обороны и безопасности государства применяется в отношении всех промышленных товаров, за исключением промышленных товаров, попавших под действие других механизмов импортозамещения. Можно условно говорить, что такой позиции придерживается Минпромторг России (см. письмо Минпромторга России от 23.12.2020 № 101618/12)
Позиция 2: запрет, установленный Постановлением 616, более жесткий механизм по сравнению с другими, предусмотренными ст. 14 Закона № 44-ФЗ. Там, где применяется запрет на закупку иностранной продукции, не применяются ограничения допуска, условия допуска. Следовательно, при осуществлении закупок для нужд обороны и безопасности государства заказчику следует рассматривать Постановление 616 как специальный документ, устанавливающий более жесткие правила регулирования, и, соответственно, следует его применять во всех случаях. Эксперты Центра закупок и продаж “Закон.гуру” больше склоняются именно к применению позиции № 2.
При осуществлении закупок работ и услуг для нужд обороны и безопасности государства Постановление 616 также действует. Иными словами, если закупку проводит “обычный” заказчик, то Постановление 616 применяется только в отношении товаров, указанных в перечне, а при осуществлении закупок для нужд обороны и безопасности государства оно действует на закупки любых товаров, работ, услуг. В отношении работ, услуг запрет применяется следующим образом: работы и услуги для нужд обороны и безопасности государства могут выполнять только юридические лица (см. Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ “О государственном оборонном заказе”), зарегистрированные на территории стран, входящих в ЕАЭС (Россия, Армения, Казахстан, Киргизия, Беларусь).
Когда Постановление 616 не применяется?
Перечень исключений, при которых заказчик не вправе (!) применять Постановление 616, приведен в п. 3 постановления:
а) отсутствие на территории Российской Федерации производства промышленного товара, которое подтверждается:
в отношении промышленных товаров, предусмотренных перечнем, – наличием разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выдаваемого с использованием государственной информационной системы промышленности в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;
в отношении иных товаров, не предусмотренных перечнем, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами и приобретаемых для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства, – заказчиком самостоятельно;
б) закупка одной единицы товара, стоимость которой не превышает 100 тыс. рублей, и закупки совокупности таких товаров, суммарная стоимость которых составляет менее 1 млн. рублей (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 1 – 7, 123, 125 – 127 перечня);
в) необходимость обеспечения взаимодействия товаров с товарами, используемыми заказчиком, ввиду их несовместимости с товарами, имеющими другие товарные знаки (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 67 – 71 перечня);
г) закупка запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (в случае закупки товаров, указанных в пунктах 25(3) – 25(7) и 47 – 51 перечня);
д) закупки, осуществляемые Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной службой охраны Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации, органами внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и подведомственными им организациями (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 1 – 7, 52 – 57, 73 – 75 и 81 перечня, в отношении товаров, указанных в пунктах 47 – 51 перечня, при условии закупки одной единицы товара, стоимость которой равна или менее 2 млн. рублей), Главным управлением специальных программ Президента Российской Федерации и подведомственными ему организациями (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 1 – 7, 52 – 57 и 81 перечня, в отношении товаров, указанных в пунктах 47 – 51 перечня, при условии закупки одной единицы товара, стоимость которой равна или менее 2 млн. рублей), Управлением делами Президента Российской Федерации и подведомственными ему организациями (за исключением закупок товаров, указанных в пунктах 3 – 7, 52 – 57, 73 – 75 и 81 перечня, в отношении товаров, указанных в пунктах 47 – 51 перечня, при условии закупки одной единицы товара, стоимость которой равна или менее 2 млн. рублей);
е) закупки товаров Федеральной службой охраны Российской Федерации, осуществляемые в целях реализации мер по осуществлению государственной охраны, а также закупки транспортных средств Министерством внутренних дел Российской Федерации для обеспечения безопасности объектов государственной охраны и проведения оперативно-поисковых мероприятий.
Из перечисленных исключений разберем лишь 2: пп “а” и пп “б”, т.к. именно вызывают наибольшее количество вопросов. Начнем с исключения, указанного в пп. “б”.
В прошлом примере (см. выше) мы рассматривали закупку заказчиком позиции № 12 “Клеи” (код ОКПД2 17.12). Вероятно, что стоимость закупки одной единицы клея (банки, тюбика и т.д.) составит менее 100 000 рублей, а общая сумма закупки у заказчика по данной позиции будет менее 1 000 000 рублей. В этом случае заказчик не вправе применять Постановление 616, а также объединять закупку такой позиции с иными товарами, вошедшими в перечень, если такие товары не будут подпадать под рассматриваемое исключение.
Важно обратить внимание читателя на то, что 1 000 000 рублей применяется к объему закупки по конкретной позиции закупаемого заказчиком перечня продукции, а не к значению начальной (максимальной) цены контракта. Например, если заказчиком в одном лоте будет закупаться перечень товаров, попавших под действие Постановления 616, каждый из которых по цене за единицу будет менее 100 000 рублей, а сумма закупки по каждой из позиций перечне не превысит 1 000 000 рублей (даже если сумма начальной (максимальной) цены контракта превысит 1 000 000 рублей), Постановление 616 не применяется.
Если ни одно другое исключение из перечня, указанного в п. 3 Постановления 616, заказчику не подходит, то остается обратить внимание на пп. “а” п. 3 данного постановления: получение разрешение Минпромторга России на закупку продукции иностранного происхождения либо самостоятельное решение заказчика (при закупке товаров, не попавших в перечень, если их закупка проводится для нужд обороны и безопасности государства).
Порядок получения разрешения установлен приказом Минпромторга России от 29.05.2020 № 1755. Запрос на получение разрешения подается через ГИСП. Инструкция по подаче запроса размещена здесь.
При осуществлении закупок товаров, не включенных в перечень (если такие товары закупаются для нужд обороны и безопасности государства) заказчик не может получить разрешение Минпромторга России. Если необходимой ему продукции в в реестрах нет, то он отказывается от применения Постановления 616 самостоятельно. Обычно возникает следующий вопрос: как в указанном случае заказчику доказать, что на территории Российской Федерации отсутствует производство необходимых товаров и какой документ это будет подтверждать? Постановление 616 не отвечает на этот вопрос, предоставляя заказчику решить его самостоятельно.
Как работает Постановление 616?
Если Постановление 616 заказчиком применяется (не сработали исключения, указанные в п. 3 Постановления 616 (см. выше)), то заказчик может купить только товары, информация о которых содержится в одном из нижеперечисленных реестрах:
- Реестр промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации
- Реестр евразийской промышленной продукции
- Единый реестр российской радиоэлектронной продукции
либо промышленные товары, не включенные в указанные реестры (если закупка таких товаров производится для нужд обороны и безопасности государства и указанные товары не включены в перечень, утвержденный Постановлением 616), при условии того, что они произведены на территории стран, входящих в ЕАЭС.
Подтверждением страны происхождения предлагаемых поставщиком к поставке товаров является выписка из соответствующего реестра (для продукции, включенной в реестр российской промышленной продукции или в реестр евразийской промышленной продукции) или декларация участника. При наличии выписки и декларации продукция, предлагаемая поставщиком, может быть куплена заказчиком (при условии ее соответствия требованиям технического задании), а при их отсутствии – заявка участников подлежит отклонению.
Постановление 616 и радиоэлектронная продукция
С 31 августа 2021 года Постановление 616 применяется при осуществлении отдельных видов радиоэлектронной продукции, а именно:
- Пункт перечня № 25(1). ОКПД2 26.11.30 «Схемы интегральные электронные»;
- Пункт перечня № 25(2). ОКПД2 26.12.30 «Карты со встроенными интегральными схемами (смарт-карты)»;
- Пункт перечня № 25(3). ОКПД2 26.20.11 «Компьютеры портативные массой не более 10 кг, такие, как ноутбуки, планшетные компьютеры, карманные компьютеры, в том числе совмещающие функции мобильного телефонного аппарата, электронные записные книжки и аналогичная компьютерная техника»;
- Пункт перечня № 25(4). ОКПД2 26.20.13 «Машины вычислительные электронные цифровые, содержащие в одном корпусе центральный процессор и устройство ввода и вывода, объединенные или нет для автоматической обработки данных»;
- Пункт перечня № 25(5). ОКПД2 26.20.14 «Машины вычислительные электронные цифровые, поставляемые в виде систем для автоматической обработки данных»;
- Пункт перечня № 25(6). ОКПД2 26.20.15 «Машины вычислительные электронные цифровые прочие, содержащие или не содержащие в одном корпусе одно или два из следующих устройств для автоматической обработки данных: запоминающие устройства, устройства ввода, устройства вывода»;
- Пункт перечня № 25(7). ОКПД2 27.40.39 «Светильники и осветительные устройства прочие, не включенные в другие группировки».
Вместе с тем в тексте Постановления 616 заложена одна особенность, связанная с подтверждением участником страны происхождения указанной продукции. Чтобы не быть голословными, приведем цитату из Постановления 616:
-
Установить, что для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным настоящим постановлением, участник закупки представляет заказчику в составе заявки на участие в закупке выписку из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции либо в случае закупки товаров, указанных в пунктах 25(1) – 25(7) перечня, представляет декларацию о включении поставляемой продукции в единый реестр российской радиоэлектронной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров, а также информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре включается в контракт.
Вопрос: может ли участник при применении Постановления 616 предложить радиоэлектронную продукцию из ЕАЭС? Вправе ли заказчик при установлении требований к подаваемой участником заявки требовать от участников не только декларацию, но и выписку из соответствующего реестра?
Эксперты центра закупок и продаж “Закон.гуру” полагают, что на указанные вопросы должен быть дан отрицательный ответ, т.к. буквальное толкование Постановления 616 не дает право участнику подтвердить происхождение радиоэлектронной продукции ничем другим, как декларацией о наличии такой продукции в едином реестре российской радиоэлектронной продукции. Следовательно, закупая радиоэлектронную продукцию заказчик может купить только радиоэлектронную продукцию российского происхождения (а не евразийского). Дополнительно, если заказчиком в требованиях к содержанию заявки участника будет установлена возможность о предоставлении участником выписки (а не только декларации), то указанные требования могут и должны рассматриваться контролирующими органами как несоответствующие требованиям законодательства. Для участников же появляется дополнительный повод для обжалования действий заказчика, если в этом есть необходимость.
Постановление 616 и КТРУ
Если закупаемая заказчиком продукция попала под действие Постановления 616 и одновременно с этим вошла в КТРУ, то техническое задание на закупку такой продукции должно составляться заказчиком исключительность с использованием требований (обязательных и необязательных), содержащихся в КТРУ. При этом заказчик может выбрать только один из показателей по каждому из требований, если КТРУ предлагает несколько вариантов таких показателей.
Данное правило также распространяется на закупки радиоэлектронной продукции, попавшей в перечень, утвержденный Постановлением 616 (см. выше). Указание любых дополнительных требований к закупаемой продукции при применении норм Постановления 616 запрещено.
Рассмотрим конкретную ситуацию. Предположим, что заказчику необходимо купить продукцию, которая включена и в КТРУ, и в перечень, утвержденный Постановлением 616. Однако, тех характеристик, которые есть в КТРУ, заказчику недостаточно. При использовании только характеристик, которые есть в КТРУ, заказчик купит продукцию, которая не отвечает его потребностям.
В этом случае алгоритм действий заказчика должен быть следующим:
Шаг 1. Заказчик должен убедиться в том, что ни одно из исключений из сферы применения Постановления 616 не сработало. При этом не следует допускать искусственного применения указанных исключений (например, дробить закупки так, чтобы закупаемая в них продукция по цене за единицу не превышала 100 000 рублей, а общая сумма закупки соответствующей продукции в рамках конкретного лота не превышала 1 000 000 рублей). Если исключения не сработали, например, заказчик проводит закупку серверов, стоимость которых превышает 100 000 рублей за единицу, то перейти к Шагу № 2
Шаг 2. Посредством ГИСП заказчик формирует запрос в Минпромторг России на получение разрешения на закупку продукции иностранного происхождения (в России и в ЕАЭС может выпускаться продукция, соответствующая требованиям заказчика, но если информация о ней отсутствует в реестрах, то такая продукция приравнивается к иностранной) с приложением установленных к продукции требований. Запрос формируется в отношении каждой позиции продукции отдельно. Если заказчику нужно закупить перечень продукции, аналоги которой отсутствуют в реестрах, запрос подается отдельно в отношении каждого товара, входящего в закупаемый перечень. Соответственно разрешение получается в отношении каждого товара из перечня отдельно.
Шаг 3. Заказчик объявляет процедуру на закупку необходимой ему продукции без установления запрета по Постановлению 616. Размещать в ЕИС разрешение от Минпромторга России вместе с извещением об осуществлении закупки не обязательно, но заказчик вправе это сделать, чтобы исключить лишние вопросы со стороны участников закупки.
Закон.гуру