Разбираться в законах без специального образования очень сложно, а сайт госзакупок не приспособлен для глаз обычного гражданина, поскольку сам вызывает массу вопросов. Таким образом, чтобы достучаться до общества и помочь разобраться в контрактной системе, контрольные органы в сфере закупок начали уходить в соцсети. Такие как Telegram и ВКонтакте. На примере ФАС и Федерального Казначейства (ФК) мы попытались разобраться, для чего нужно осваивать современные площадки и есть ли результаты.
На недавно прошедшей форум-выставке «ГОСЗАКАЗ», нам выдалась возможность задать несколько вопросов представителю Федерального Казначейства.
Как вы относитесь к контролю со стороны общественности?
У нас есть телеграмм-каналы, которые сейчас активно набирают обороты в связи с закрытием Instagram. «ГИС ЕИС ЗАКУПКИ» − конкретно по закупкам и «ГИС ТОРГИ ПРОДАЖИ». В них в режиме онлайн публикуются все нововведения в законодательство, даже порой опережая появление в «Консультанте». Также, вы можете задать интересующие вас вопросы на почтовый ящик «smi@roskazna.ru». Здесь вы можете сделать запрос, мы его рассмотрим и подготовим вам ответ.
То есть абсолютно положительно реагируете на контроль со стороны граждан?
Конечно, нам постоянно приходят запросы и от обычных граждан, и от СМИ. Также у нас на сайте есть раздел «Обращения граждан». Там вы можете оставить обращение и в течении срока, определённого в законодательстве, вам подготовят ответ на необходимую запрашиваемую информацию.
Сам сайт очень сложный, будут ли какие-то упрощения для удобства обычных граждан?
У нас постоянно проходят обучающие вебинары. То есть, как только происходит переработка системы, мы делаем анонс, что, такого-то числа пройдёт такой-то семинар на такую-то тему на платформе ВКонтакте. Всем желающим можно подключится и послушать о каких-то нововведениях, касательно функций, которые сейчас доступны на информационных системах.
Проводя анализ, мы заметили, что на телеграмм-канал «ГИС ЕИС ЗАКУПКИ» подписано больше 23 тысяч человек, а на группу Казначейства в социальной сети ВКонтакте – шесть тысяч. Что, на наш взгляд, не так много, с учётом того, что самое крупное сообщество по госзакупкам в России «44-ФЗ/223-ФЗ ГОСЗАКУПКИ И ТЕНДЕРЫ», имеет аудиторию в 134 тыс человек.
Сами публикации сообщества Казначейства имеют не высокие просмотры (около 2,5 тысяч), хотя вебинары порой набирают и по 15 тысяч. Это говорит об интересе аудитории к контенту. Однако увидеть список подписчиков мы не можем – он скрыт. Соответственно узнать нет ли среди живых людей ботов мы не можем.
Также мы ознакомились с соцсетями ФАС России. Их достаточно легко найти по названию, они все верифицированы и помечены специальным знаком – галочкой.
В своём телеграм-канале − «ФАС России» публикует дайджесты антимонопольных новостей, освещает публикации, комментирует нововведения, публикует различные заметки касаемо деятельности ведомства. Аудиторию канала составляют почти 14 тысяч человек.
Группа в социальной сети ВКонтакте также предназначена для оперативного снабжения граждан новостями, а также для наблюдения за работой Федеральной антимонопольной службы. Одним из преимуществ данной платформы является контакт с аудиторией, любой гражданин может оставить интересующий его вопрос и получить ответ в короткое время.
В помощь гражданам ФАС регулярно выпускают подкасты на разные тематики. Сами подкасты – это аудиопрограммы, сериалы или блоги, которые можно скачивать или слушать онлайн. «Как участникам госзакупок защитить свои права?», «Как бренды могут злоупотреблять доверием потребителей?» и многое другое. Материалы публикуются как в группе во ВКонтакте, так и на платформе Яндекс музыки.
Статистика ФАС прозрачнее казначейской (ФК). Во-первых, можно увидеть список подписчиков, а во-вторых, пообщаться в комментариях под записями, тем самым убедиться, что актив на странице исходит от реальных людей. Поэтому, даже порой небольшое количество лайков можно оправдать комментариями и возможностью написать сообщение администраторам группы – что отсутствует на странице Казначейства.
Однако, думаю каждый сам может сделать вывод о том, насколько группа успешна или неуспешна по сравнению с сообществом «44-ФЗ/223-ФЗ ГОСЗАКУПКИ И ТЕНДЕРЫ» и его 134 тысячами подписчиков.
До недавнего времени, обе организации развивались и в Instagram. К слову, и там больших цифр не набралось. На аккаунт «roskazna» подписано 25 тысяч человек, а на «fasrussia» 41 тысяча, что в разы меньше общего числа заказчиков (280 тысяч) и поставщиков (620 тысяч) сайта ЕИС закупки.
Несмотря на явный прогресс в сфере общения государства и граждан, пока рано говорить о том, что налажен контакт и гражданский контроль может осуществляться в полной мере, так как даже при такой аудитории процент активных пользователей гораздо меньше (это можно заметить по невысоким показателям просмотров и лайков на платформах). Ясно одно, государство делает шаг навстречу обществу, ну или по крайней мере создаёт иллюзию деятельности.
Елена Гальцева