Письмо Федерального казначейства от 19 июля 2021 г. N 07-04-05/20-17023 “О направлении информации о рисках и признаках нарушений при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд”. По результатам анализа Федеральное казначейство определило контракты с наибольшими рисковыми показателями.
По данным единой информационной системы в сфере закупок (далее – ЕИС) в период с 1 января 2020 года по 30 апреля 2021 года всего для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации заказчиками (далее – заказчики регионального уровня) заключено более 3 млн контрактов общей стоимостью 5,1 трлн руб., а для обеспечения муниципальных нужд заказчиками (далее – заказчики муниципального уровня) заключено более 1,87 млн контрактов общей стоимостью порядка 1,98 трлн руб.
В разрезе номенклатуры Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) наибольший объем закупок заказчиками регионального уровня приходится на закупки строительных работ (45% от общего объема заключенных контрактов), лекарственных препаратов и медицинских изделий, применяемых в медицинских целях (12%), продукции обрабатывающих производств (6%), информационного, компьютерного и телекоммуникационного оборудования (далее – 1Т-оборудование) и программного обеспечения (6%), услуг естественных монополий (4%), финансовых услуг (2%), услуги транспорта и складского хозяйства (2%), прочие закупки (23%).
Сопоставимая структура закупок формируется и на муниципальном уровне. Так, по данным ЕИС, самыми закупаемыми на муниципальном уровне в указанный период являются строительные работы (51%), услуги естественных монополий (12%), продукция обрабатывающих производств (6%), IT-оборудование и программное обеспечение (4%), услуги по операциям с недвижимым имуществом (5%), услуги транспорта и складского хозяйства (5%), услуги административные и вспомогательные (4%), финансовые услуги (2%), прочие (11%).
Федеральным казначейством на основе информации, содержащейся в ЕИС, а также с учетом критериев “вероятность допущения нарушения” и “существенность последствий нарушения”, которые учитываются при планировании и осуществлении контрольных мероприятий в сфере закупок для отнесения заказчиков к одной из шести категорий риска согласно положениям Федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля “Планирование проверок, ревизий и обследований”, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2020 г. N 208, проведен анализ закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, осуществленных в период с 1 января 2020 года по 30 апреля 2021 года с планируемым сроком исполнения до 31 декабря 2021 года.
По результатам проведенного анализа определен 7 821 контракт общей стоимостью 157 млрд руб, (с ценой контракта от 1 млн руб. для закупок услуг по обеспечению лекарственными препаратами, от 3 млн руб. для закупок лекарственных препаратов и медицинских изделий, продукции обрабатывающих производств), заключенный заказчиками регионального уровня, и 4 956 контрактов общей стоимостью 34,5 млрд руб. (с ценой контракта от 1 млн руб. для закупок в сфере ИТ, от 3 млн руб. для продукции обрабатывающих производств), заключенных заказчиками муниципального уровня, с наибольшими рисковыми показателями, сформированными автоматически в ЕИС по следующим критериям.
- Осуществление закупки у единственного поставщика по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 6, 9, 24 и 25 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон о контрактной системе), в том числе с признаками нарушений при исполнении контрактов и при этом отсутствием информации о применении мер ответственности к поставщику (подрядчику, исполнителю).
- Осуществление закупки с признаком завышения цен за единицу закупаемых товаров над средневзвешенными ценами на аналогичные товары, в том числе с признаком превышения предельных отпускных цен, зарегистрированных Минздравом России, при закупках лекарственных препаратов.
- Осуществление закупки с высоким уровнем авансирования (более 50%) с признаками неисполнения контрактов в установленные сроки.
- Расторжение контрактов с авансом при условии частичного исполнения и оплаты.
- Изменение условий контракта, в том числе изменение срока исполнения контракта, а также увеличение цены контракта более чем на 10% (30% для закупок строительных работ).
- Исполнение контракта с рисками и признаками нарушений (в части нарушения планируемого срока исполнения контракта (этапов контракта), неприменения мер ответственности к поставщику (подрядчику, исполнителю) при наличии признаков нарушений срока исполнения контракта (этапов контракта).
- Заключение контрактов на оказание услуг по обеспечению заказчиков лекарственными препаратами с единственным поставщиком на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе или по причине несостоявшейся конкурентной процедуры с признаками нарушения требований нормативных правовых актов в части порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, установленного приказом Минздрава России от 19 декабря 2019 г. N 1064н, описания объекта закупки, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2017 г. N 1380 “Об особенностях описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, а также формы типового контракта на поставку лекарственных препаратов, утвержденной приказами Минздрава России от 26 октября 2017 г. N 870н 1, от 18 января 2021 г. N 15н 2.
Учитывая изложенное, Федеральное казначейство направляет перечень контрактов на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с вышеуказанными рисками и признаками нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд для использования при планировании и осуществлении контрольных мероприятий органами государственного финансового контроля, являющимися органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (Приложение N 1).
Кроме того, направляем также перечень контрактов на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд с рисками и признаками нарушений (Приложение N 2) для доведения до сведения органов (должностных лиц) муниципального финансового контроля.
Приложение: в эл. виде на диске.
Р.Е. Артюхин