Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. № 617 устанавливает ограничения допуска иностранных промышленных товаров для целей государственных закупок. С 1 марта 2023 года указанное Постановление действует в новой редакции. При этом кардинально изменился порядок его применения: правило «третий лишний» заменили на правило «второй лишний», сертификаты СТ-1 больше не являются подтверждающими документами. Кроме того, был откорректирован перечень товаров, на которые распространяются ограничения допуска, в нем появились новые позиции.
В новой памятке обобщили информацию, необходимую для правильного применения Постановления № 617 заказчиками.
Вопрос | Ответ/содержание/определение | Нормативно-правовое обоснование | ||
Общие положения о ПП № 617[1] | ||||
В какой редакции действует в настоящий момент ПП РФ № 617 | ПП РФ № 617 действует в новой редакции с 01.03.2023г, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.02.2023 № 318 «Об изменении и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – ПП РФ № 318) | п. 3 ПП РФ № 318 и п. 3 Изменений, утв. ПП РФ № 318 | ||
В отношении какой продукции применяется ПП РФ № 617? | ПП РФ № 617 применяется в отношении российской и евразийской промышленной продукции. | п. 1-3 ПП РФ № 617 | ||
Промышленная продукция – товары, произведенные в результате осуществления деятельности в сфере промышленности. | п. 6 ст. 3 Федерального закона от 31.12.2014 N 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» | |||
Государства – члены ЕАЭС: Российская Федерация; Республика Беларусь; Республика Казахстан; Кыргызская Республика; Республика Армения | ||||
Перечень каких видов товаров содержит в себе ПП РФ № 617? | Перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств – членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – Перечень, утв. ПП РФ № 617) | п.п. 1-2 ПП РФ № 617 | ||
Производственные группы музыкальных инструментов и звукового оборудования. | п. 6 ПП РФ № 617 | |||
Если заказчик производит закупку работ, услуг и при этом поставляются[2]
товары, включенные в Перечень, утв. ПП РФ № 617, то должен ли заказчик применять нормы ПП РФ № 617?
|
Ограничения, установленные ПП РФ №617, распространяются на товары, включенные в Перечень, утв. ПП РФ № 617, в том числе поставляемые заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. | п. 4 ПП РФ № 617 | ||
Применяется ли ПП РФ № 617 при закупке у единственного поставщика? | Нормы ПП РФ № 617 срабатывают при проведении любого конкурентного способа закупок. | п. 2 ПП РФ № 617 | ||
ПП РФ № 617 применяется, если закупка проводится у единственного поставщика в электронной форме с использованием электронной площадки на сумму, не превышающую 3 млн. руб. | пп. «б» п.3 ч.12 Закона № 44-ФЗ | |||
Как поступить заказчику, в случае если товар одновременно попадает под ограничивающий и запрещающий НПА ? | В данном случае применяется только запрещающий НПА. | п. 12 ПП РФ № 617 | ||
Механизм применения ПП РФ № 617 | ||||
Как рассматривать заявки участников в рамках ПП РФ № 617? |
Заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств[3] (за исключением государств – членов Евразийского экономического союза) (далее – заявки), | п. 2 ПП РФ № 617 | ||
при условии, что | ||||
на участие в закупке подана одна (или более) заявка, удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом № 44-ФЗ предусмотрена документация о закупке), которая одновременно: | ||||
1) содержат предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, страной происхождения которых являются только государства – члены Евразийского экономического союза; | ||||
2) не содержат предложений о поставке одного и того же вида промышленного товара одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным ст. 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», при сопоставлении заявок. | ||||
Основание для отклонения заявок: | ||||
Электронный конкурс | Электронный аукцион | Электронный запрос котировок | ||
п. 4 ч. 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ | пп. «а» п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона № 44-ФЗ | пп. «а» п. 1 ч. 3 ст. 50 Закона № 44-ФЗ | ||
+ п. 4 ч. 12 ст. 48 Закона № 44-ФЗ | ||||
+ п. 2 ПП РФ № 617 | ||||
Нужно ли применять приказ Минфина № 126н, если заявки по ПП РФ № 617 не отклонялись, а товар включен и в Перечень ПП РФ № 617, и в приложение 1 или 2 к приказу Минфина № 126н? | В случае если заявка не отклоняется в соответствии с ограничениями, установленными ПП РФ № 617, то заказчик применяет условия допуска, предусмотренные нормами приказа Минфина России № 126н. | п. 3 ПП РФ № 617 | ||
Подтверждение страны происхождения товара в рамках ПП РФ № 617 | ||||
Как подтверждает страну происхождения товара участник при подаче заявки? | 1. Подтверждением страны происхождения отдельных видов промышленных товаров является одно из следующих условий: | п. 7 ПП РФ №617 | ||
1) указание (если товар из РФ): | ||||
– номеров реестровых записей из реестра промышленной продукции, произведенной на территории РФ (далее – реестр российской промышленной продукции) https://gisp.gov.ru/pp719v2/pub/prod/#, | ||||
а также | ||||
– информации о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории РФ, если это предусмотрено постановлением ПП РФ №719 (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории РФ соответствующих операций (условий) (далее – совокупное количество баллов). | ||||
2) указание (если товар из государства – члена ЕАЭС кроме РФ): | ||||
– номеров реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров государств – членов Евразийского экономического союза, порядок формирования и ведения которого устанавливается правом Евразийского экономического союза (далее – евразийский реестр промышленных товаров) https://erpt.eecommission.org/Goods, | ||||
а также | ||||
– информации о совокупном количестве баллов за выполнение на территории государств – членов Евразийского экономического союза технологических операций (условий), если это предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. № 105 «Об утверждении Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок» (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов). | ||||
Особенности формирования лота при использовании ПП РФ№617 | ||||
Можно ли в один лот включать товары, включенные и невключенные в перечень, утв. ПП РФ № 617? | Не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень, утв. ПП РФ № 617, и промышленные товары, не включенные в него, за исключением товаров, указанных в п. 6 ПП РФ № 617. | п. 5 ПП РФ№ 617 | ||
Особенности закупок музыкальных инструментов и звукового
оборудования? |
Музыкальные инструменты и звуковое оборудование, входящие в различные производственные группы по Перечню, утв. ПП РФ № 617, согласно Приложению, утв. ПП РФ № 617, а также другие отдельные виды промышленных товаров не могут быть предметом одного контракта(одного лота). | п. 6 ПП РФ№ 617 | ||
Особые условия контракта | ||||
Какие условия исполнения контракта в рамках ПП РФ № 617 необходимо учитывать? | 1. Поставщик при передаче товара обязан предоставить документы, которые подтверждают страну происхождения товара. | п. 9 ПП РФ
№ 617 |
||
2. В контракт обязательно включаются номера реестровых записей и совокупное количество баллов (при наличии). | ||||
Особенности исполнения контракта по ПП РФ № 617 | ||||
Какие документы предоставляет поставщик (подрядчик, исполнитель) при исполнении контракта заказчику? | При исполнении контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) при передаче товара (результатов работы) обязан представить заказчику документы, подтверждающие страну происхождения товара, на основании которых осуществляется включение продукции в реестр российской промышленной продукции или евразийский реестр промышленных товаров соответственно:
– для товара из РФ – заключение о подтверждении производства промышленной продукции, выданное Минпромторгом РФ; – для товара из государства – члена ЕАЭС (кроме РФ) – акт экспертизы или сертификат о происхождении товара СТ-1. |
п. 9 ПП РФ № 617 | ||
Возможно ли произвести изменение страны происхождения товара при исполнении контракта? | При исполнении контракта, при заключении которого были отклонены заявки в соответствии с ограничениями, установленными ПП РФ № 617, замена отдельного вида промышленного товара на промышленный товар, страной происхождения которого не является государство – член Евразийского экономического союза, не допускается. | п. 6 ПП РФ № 617 | ||
Случаи неприменения ограничений, установленных ПП РФ №617 | ||||
Когда не устанавливаются ограничения допуска по ПП РФ № 617? | 1) Необходимость обеспечения взаимодействия товаров с товарами, используемыми заказчиком, ввиду их несовместимости с товарами, имеющими другие товарные знаки; | п. 11, п.12 ПП РФ № 617 | ||
2) Закупка запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; | ||||
3) Закупка товаров, указанных в позициях 101 (оружие спортивное огнестрельное с нарезным стволом) и 102 (патроны и боеприпасы прочие и их детали) Перечня ПП РФ № 617, в целях обеспечения нужд спорта высших достижений; | ||||
4) Закупка запасных частей и деталей к используемому оружию спортивному огнестрельному с нарезным стволом иностранного производства;
5) Если в закупке установлен запрет на допуск. |
||||
Сложные вопросы применения ПП РФ №617 | ||||
Если участники закупок предоставили в своих заявках информацию о товарах, но при этом указали производителя одного и того же, в том числе вид товара одинаковый, но разные товарные знаки и разные номера реестровых записей.
Должен ли в данном случае заказчик отклонять заявки с товаром без реестровых номеров в рамках ПП РФ № 617? |
1. Предположим то, что заказчик проводил любой открытый электронный способ закупки (например, электронный аукцион или электронный запрос котировок). В отношении объекта закупки заказчик в соответствии ч. 3 ст. 14 Закона № 44-ФЗ и согласно коду ОКПД2 установил ограничения допуска в рамках ПП РФ № 617. | п. 2 ПП РФ № 617 | ||
2. В закупке на поставку товаров участвовало несколько участников. Заявки и выписки из реестра предоставили всего два участника. При рассмотрении заявок заказчик установил то, что в выписках содержится информация об одном и том же производителе, но, при этом, разные реестровые записи в отношении товаров. | ||||
3. С 01.03.2023г. новый порядок применения ограничений в рамках ПП РФ № 617 исключил правило «третий лишний» и ввел правило «второй лишний». | ||||
4.Новый порядок применения ПП РФ № 617: заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств – членов Евразийского экономического союза), | ||||
при условии, что | ||||
на участие в закупке подана одна (или более) заявка, удовлетворяющая требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом №44-ФЗ предусмотрена документация о закупке), которая одновременно: | ||||
1) содержат предложения о поставке отдельных видов промышленных товаров, страной происхождения которых являются только государства – члены Евразийского экономического союза; | ||||
2) не содержат предложений о поставке одного и того же вида промышленного товара одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным ст. 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», при сопоставлении заявок. | ||||
5. На основании норм п. 2 ПП РФ № 617 можно сделать вывод о том, что при наличии 2-х заявок с российским (евразийским) товаром для отклонения заявок с иностранным товаром (и приравненных к ним) необходимы: | ||||
– два разных товара одного производителя | ||||
или | ||||
– товары двух разных производителей | ||||
6. В данном случае у заказчика имеются две заявки с разными товарами согласно товарным знакам и вдобавок с разными реестровыми номерами одного производителя, поэтому заказчик должен применить ограничение допуска в соответствии с нормами ПП РФ № 617. Заявки других участников закупки с товарами без реестровых номеров должны быть заказчиком отклонены. |
[1]Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. N 617 «Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
[2]По мнению ФАС России (письмо ФАС России от 25.06.2020 N ИА/53616/20, решением ВС РФ от 04.02.2021 N АКПИ20-959 письмо признано соответствующим законодательству)товар является поставляемым, если:
1) товар передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
2) товар принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
3) Товаром не являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).
[3] В случае отсутствия в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных НПА, принятыми в соответствии со ст. 14 Закона № 44-ФЗ, такая заявка приравнивается к заявке, содержащей предложение о поставке товаров, происходящих из иностранных государств (п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона № 44-ФЗ)
Скачать: Памятка постановление Правительства РФ №617 (май 2023)
автор Сергей Казанцев