2021 год был не самым простым: повышенная инфляция, которая привела к проблемам в исполнении контрактов и, как следствие, внесение поставщиков в реестр недобросовестных поставщиков, который ведет ФАС России. В связи с этим были приняты несколько постановлений Правительства РФ, затронувших закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства, о которых мы расскажем в данной статье.
С 1 января 2022 года увеличена с 20 до 25% обязательная доля закупок для субъектов малого и среднего предпринимательства
Так, Постановлением Правительства РФ от 7 июля 2021 года № 1128 (далее — Постановление № 1128) внесены изменения в утвержденное Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2014 года № 1352 Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — СМСП) в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.
В частности, с 1 января 2022 года требования, установленные Постановлением № 1352, обязаны соблюдать все заказчики, осуществляющие свою закупочную деятельность в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ (далее — Закон № 223-ФЗ) за исключением тех из них, которые сами являются CМСП.
Из тех, кто не обязан применять Закон № 223-ФЗ, к СМСП могут быть отнесены хозяйственные общества, которые соответствуют критериям, установленным в ст. 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ. При этом проверить соответствие критериям можно на сайте Федеральной налоговой службы в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства. Это значит, что практически все заказчики по Закону № 223-ФЗ будут проводить закупки у СМСП с учетом особенностей, предусмотренных Постановлением № 1352. Чтобы выполнить требования Постановления № 1352, заказчикам надо будет учитывать особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг, предусмотренные Постановлением № 1352 и Законом № 223-ФЗ, в своих положениях о закупках, если ранее эти особенности не были учтены.
При размещении изменений в положение о закупках в единой информационной системе в сфере закупок товаров (далее — ЕИС) следует проверить, чтобы в перечне способов закупок были выбраны конкурентные закупки с учетом особенностей закупок у СМСП. Также потребуется утвердить перечень товаров, работ, услуг, приобретаемых у СМСП (далее — Перечень), который составляется на основании Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) и включает в себя наименования товаров, работ, услуг и соответствующий код (с обязательным указанием разделов, классов и рекомендуемым указанием подклассов, групп и подгрупп, видов продукции (услуг, работ), а также категорий и подкатегорий продукции (услуг, работ)). По своему опыту рекомендуем провести анализ закупочной деятельности за прошлый год, сравнить его с нынешним, посмотреть, где еще могут быть закупки с СМПС. Утвержденный Перечень надо разместить в ЕИС, а также на сайте заказчика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Под мониторинг планов-графиков попадут все заказчики, количество которых достигнет порядка 20 тысяч. По данным «Корпорации МСП», в 2020 году объем закупок крупнейших госкомпаний у субъектов МСП составил 3,9 трлн руб., что на 5,3% больше аналогичного показателя 2019 года. Кроме того, «Корпорация МСП» отметила рост в 2020 году числа поставщиков из числа МСП на 11,2%, а также увеличение номенклатуры товаров, закупаемых госкомпаниями у субъектов МСП, до 489 тыс. позиций с 439 тыс. в 2019 году.
Давайте рассмотрим на практике как это будет работать. Если начальная максимальная цена договора (далее — НМЦД) при закупке товаров, работ и услуг (далее — ТРУ) из Перечня составляет более 200 млн руб., но не превышает 400 млн руб., то в соответствии с пунктом 19 ПП РФ № 1352 заказчик вправе провести закупку только у субъектов МСП или так называемые спецторги. Постановление Правительства РФ от 19 июня 2021 года № 937 откорректировало указанный ценовой порог с 400 млн руб. до 800 млн руб. что позволит проводить «спецторги» с большим размером НМЦД. Данная корректировка вступила в силу 1 октября 2021 года.
В случае, если НМЦД при закупке ТРУ из Перечня составляет более 400 млн руб. — заказчик не может провести такую закупку среди субъектов МСП. С 1 октября 2021 года ценовой порог, при превышении которого не могут быть проведены «спецторги», составит уже 800 млн руб.
Если договор по итогам «спецторгов» не заключен, заказчик в соответствии с п. 22 ПП РФ № 153 может повторно провести такую закупку ТРУ из Перечня, не установив ограничение, что участниками могут быть только субъекты МСП.
Так же в течение года необходимо проводить конкурентные закупки у СМСП, поскольку Постановлением № 1352 предусмотрен обязательный норматив — Общий годовой объем закупок у СМСП.
Закупочные подразделения многих заказчиков сталкиваются с многочисленными корректировками планов-графиков, что приводит к дополнительной нагрузке закупочного подразделения и коллег из корпорации МСП, и при условии, что время на согласование плана-графика корпорацией составляет три рабочих дня — коллеги из корпорации с большой легкостью идут на согласование за один рабочий день при условии направления плана-графика один раз в неделю.
Отдельно стоит рассказать и об изменениях в годовом объеме закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства. Теперь в соответствии с изменениями, внесенными Постановлением № 1128:
- общий годовой объем закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — СМСП) составит не менее 25% вместо 20%;
- доля стоимости договоров с СМСП по результатам закупок, в которых могут участвовать только СМСП, составит не менее 20% вместо 18%.
Также были внесены небольшие изменения в оценки и мониторинга в Постановление Правительства РФ от 29 октября 2015 года № 1169, которым утвержден порядок проведения мониторинга соответствия и оценки соответствия планов закупки и годовых отчетов требованиям законодательства РФ, предусматривающим участие в закупке СМСП.
Неконкурентные закупки до 20 млн руб. у МСП в электронном магазине
Министерство финансов РФ так же прониклось праздничным настроением, инициировав Постановление от 16 декабря 2021 года № 2323, которое дает возможность заказчикам по Закону № 223 ФЗ, в рамках закупок для МСП на сумму до 20 млн руб., использовать электронные магазины Электронно-торговых площадок (далее — ЭТП), отобранных в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 12 июля 2018 года № 1447-р «Об утверждении перечней операторов электронных площадок и специализированных электронных площадок» (далее — РП-1447-Р), предусмотренных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ (далее — Закон № 44-ФЗ), Федеральным законом от 18 июля 2011 года «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» № 223-ФЗ (далее — Закон № 223-ФЗ). Чтобы сразу определиться в терминах, поясним, это не такие магазины малых закупок, как ЕАТ «Березка» или «Биржевая площадка» ZAKAZRF, удобство которых оценены заказчиками и поставщиками, поэтому сосредоточили у себя более 20% закупок.
Давайте рассмотрим, как это будет работать: теперь с 1 июля заказчики, осуществляющие деятельность в соответствии с Законом № 223-ФЗ смогут проводить неконкурентные закупки у субъектов МСП, в которых могут применять только субъекты МСП с помощью «электронного магазина». Порядок проведения таких закупок аналогичен тем правилам работы «электронного магазина» для закупок малого объема, который установлен в рамках Закона № 44-ФЗ, который предусматривает размещение поставщиками на электронной торговой площадке предварительного предложения о поставке того или иного товара в соответствии с КТРУ. Заказчик, в свою очередь, размещает извещение о закупке того или иного товара. При этом оператор ЭТП должен будет направить таким заказчикам соответствующие предложения поставщиков.
Заключение договора
Договор заключают не раньше, чем через два рабочих дня после публикации протокола с итогами закупки. Если поступила одна заявка или только одна соответствует требованиям, заказчик обязан заключить контракт с поставщиком, который ее подал. В соответствии с пп. «б» п. 8 ч. 12. ст. 93, если одна заявка соответствует, то заявки заказчику не направляются.
Если победитель отказывается, заказчик может заключить договор с участником, занявшим второе место. Он в свою очередь может отказаться от договора без санкций.
После заключения договора оператор торговой площадки не позднее одного часа с момента заключения контракта автоматически уменьшает количество товара, указанное в предварительном предложении победителя, объем закупаемого по текущему контракту.
Обязанность по налаживанию интеграции с ЕИС возложена на операторов электронных площадок.
При обновлении позиции КТРУ заказчики обязаны учитывать эти сведения с определенного времени. Эти корректировки участники должны указывать в предварительном предложении, чтобы исключить случаи отклонения.
Так же хотим отметить, что письмо Минфина от 12 февраля 2021 года № 24-06-08/9591, скорее всего, не последнее по теме малых закупок, так как даже не глубокий анализ выявил существование ряда нарушений при размещении, которые еще предстоит исправить:
- дробление единой закупки;
- совокупное превышение размещенных малых закупок максимально разрешенной НМЦ;
- резкое повышение цен в момент закупки по сравнению со средними ценами этих же поставщиков;
- не соответствие указанного предмета содержанию (спецификации) закупки;
- неразмещение, несвоевременное размещение сведений в ЕИС.
Новые правила закупок малого объема разработаны с целью упрощения процедуры торгов, а также соблюдения принципов прозрачности и открытости. Появляется возможность организации процедур через электронные магазины, которые взаимодействуют с Единой информационной системой. Операторы электронных площадок должны обеспечивать интеграцию с ЕИС и налаживание взаимодействия.
Стоит отметить, что в настоящее время многие крупные госкомпании уже используют «электронные магазины» ЭТП для проведения своих закупок малого объема (до 500 тыс. руб.) в электронной форме. При этом порядок проведения таких закупок у госкомпаний может различаться.
В первой половине 2021 года крупнейшие госкомпании РФ заключили с субъектами МСП контракты на 1,9 трлн руб. По результатам закупок, участниками которых могли быть только субъекты МСП, были заключены контракты на 619 млрд руб. Средняя стоимость по этим договорам составила 8,5 млн руб.
По действующей редакции Закона № 223-ФЗ госкомпании должны закупать у субъектов МСП не менее 20% годового стоимостного объема договоров. В июне Президент РФ Владимир Путин предложил увеличить долю госзакупок и закупок госкомпаниями у малого бизнеса до не менее 25%. В июле Правительство РФ приняло постановление об увеличении доли закупок госкомпаний у субъектов МСП до 25% (с 1 января 2022 года).
Эти нормы распространяются на госкомпании с годовой выручкой более 500 млн руб., а также на автономные учреждения, которые в течение года заключают контракты на поставку товаров, работ, услуг на общую сумму более 250 млн руб.
Как сообщалось, в конце 2019 года были приняты поправки к Закону № 44-ФЗ, которые позволили госзаказчикам закупать товары на сумму до 3 млн руб. по специальной электронной процедуре — «закупка с полки» или «электронный магазин».
Эта норма вступила в силу с 1 апреля 2021 года. Она фактически повысила порог для закупок малого объема до 3 млн руб. при условии их проведения по указанным правилам. Впрочем, параллельно продолжает действовать норма, позволяющая заказчикам осуществлять закупки малого объема (до 600 тыс. руб.) без проведения закупочной процедуры.
По данным операторов ЭТП, в первые месяцы после запуска механизма «электронных магазинов» госзаказчики не проявляли большой активности в использовании такого способа закупки.
При объявлении закупки заказчик должен максимально точно указывать характеристики, код КТРУ, географию поставки. Любая несостыковка с размещенным предложением поставщика отсекает последнего от закупки. Требования точности характеристик и строгого соответствия четырнадцатизначного КТРУ заказчиком такова, что уже сам факт совпадения с предложением может трактоваться контрольным органом как сговор с поставщиком, и это не добавляет популярности электронных магазинов у заказчиков. Поставщики же так же отказываются от размещения предложений, так как срок действия предложения месяц, с одной стороны, вынуждает поставщика резервировать количество товара на складе без гарантии реализации, с другой — отказ от заключения договора (уведомление и подписание не должно превышать одни сутки) грозит попаданием в Реестр недобросовестных поставщиков.
Поэтому, несмотря на то что закупки МСП до 20 млн руб. составляют 94,5% всех закупок для МСП, мы не уверены в большом росте популярности электронных магазинов по Закону № 44-ФЗ. Без существенных изменений в идеологии проведения процедур, с имеющимися недостатками электронные магазины можно будет популяризировать только административным принуждением.
Мы надеемся, что в 2022 году произойдет трансформация электронных магазинов, работающих с обычной розницей с электронными магазинами операторов ЭТП, что позволит повысить конкуренцию среди поставщиков, поставляющих ТРУ государственным и корпоративным заказчикам.
ГЕЛЛЕР Александр Яковлевич исполнительный директор ЭТП etprf.ru НАЗАРЕТ Вадим Иванович генеральный директор ООО «Назарет Капитал», эксперт в области закупок, стратегический аналитик Ассоциации профессиональных специалистов в области государственных, муниципальных и корпоративных закупок ШЕЛОУМОВ Михаил Александрович к.ю.н., заместитель генерального директора ООО «Назарет Капитал», преподаватель базовой кафедры Федеральной антимонопольной службы России ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»