Опыт как критерий оценки в госзакупках: примеры рискованных требований из споров за 2019 – 2021 годы

Опыт как критерий оценки в госзакупках: примеры рискованных требований из споров за 2019 – 2021 годы

Закон N 44-ФЗ не дает однозначного ответа на вопрос, какие требования к опыту можно установить для оценки заявок. Допустимы ли условия о том, что учитываются только госконтракты, работы, выполненные за определенный период или на конкретной территории? Об этих и других ситуациях читайте в обзоре КонсультантПлюс.

Оценка опыта исключительно по госконтрактам

АС Дальневосточного округа решил, что заказчик имеет право принимать во внимание только опыт работы по госконтрактам. Это позволяет выбрать наиболее подходящего исполнителя. Требование не препятствует участию в конкурсе и никому не создает преимуществ. Участники без опыта могут конкурировать с другими за счет цены. ВС РФ не стал пересматривать дело (см. Определение ВС РФ от 08.10.2020 N 303-ЭС20-14591 по делу N А59-3226/2019).

К аналогичному выводу приходили Пермское и Приморское УФАС.

Однако встречается и противоположный подход. АС Северо-Западного округа и 8-й ААС признавали, что такое условие незаконно, поскольку ставит участников в неравное положение. Суд отклонил довод о том, что заказчик не может проверить, выполнен ли договор по Закону N 223-ФЗ без нарушений.

Учет только контрактов, выполненных без нарушений

ФАС указала: само по себе применение штрафа за нарушение контракта не говорит о том, что у участника нет опыта его исполнения. Требование дает необоснованное преимущество отдельным участникам.

9-ый ААС решил иначе. Данное условие не препятствует участию в конкурсе. Оно направлено на выявление лучшего исполнителя.

Ограничение опыта работы определенной территорией

Заказчик сильно рискует, если учитывает исключительно опыт исполнения контрактов на определенных территориях. Это условие незаконно, поскольку ограничивает конкуренцию. К такому выводу приходили антимонопольные органы, когда в зачет шел только опыт работы:

  • в отдельных административных районах города – УФАС Санкт-Петербурга;
  • на территории субъекта – Оренбургское УФАС;
  • в федеральном округе – Коми УФАС.

В последнем случае контролеры привели примеры более ранней судебной практики с аналогичным подходом.

Учет опыта за определенный период

ФАС считает, что календарные рамки для опыта недопустимы. Такой подход применяли, когда заказчики ограничивали как период заключения контракта (см. Решение ФАС России от 17.12.2020 по делу N 20/44/99/П44), так и период исполнения.

Ограничение стоимости исполненных контрактов

Не стоит устанавливать условие о том, что при оценке в зачет идут только контракты и договоры с ценой не ниже определенного значения. Антимонопольные органы усмотрели ограничение конкуренции, когда заказчики отсекали работы с ценой, не превышавшей:

  • 30% от НМЦК – ФАС;
  • 50% от НМЦК – Саратовское УФАС.

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...