В статье – оперативные ответы для заказчиков. Узнаете, как после изменений определить НМЦК в регионах и какие возникают сложности при анализе цен в реестре контрактов. Как изменились правила закупок товаров у электронного едпоставщика по части 12. Также узнаете, почему каждый второй заказчик станет покупать запросом котировок.
Как после изменений определить НМЦК в регионах
Чтобы определить и обосновать НМЦК в регионах, можно воспользоваться рекомендациями, которые утверждены в ряде субъектов. Их никто не отменял, заказчики продолжат ими руководствоваться. Если в регионе нет утвержденных правил, можно изучить практику коллег, выбрать более подходящий документ, доработать под себя и утвердить внутренним локальным актом.
Московские заказчики при формировании НМЦК руководствуются рекомендациями, утвержденными распоряжением правительства Москвы от 16.05.2014 № 242-РП. В большинстве случаев используют метод анализа рыночной стоимости закупаемых товаров, работ, услуг.
Чтобы определить НМЦК методом анализа рынка, получите три коммерческих предложения о ценах, которые предлагают поставщики в ответ на ценовой запрос. На основе этих данных вычислите среднее арифметическое значение. Не используйте предложения, где различие в цене более 25 процентов по сравнению с минимальным ценовым предложением.
Какие возникают сложности при анализе цен в реестре контрактов
5 млн руб. — лимит закупок по части 12 статьи 93
Метод анализа цен, который содержится в реестре контрактов, заключенных по итогам закупок, использовать часто не получится. Вызвано это тем, что контракты нужно найти с идентичными параметрами планируемой конкурентной процедуры. То есть должен совпадать объем закупки, срок, условия поставки, требования к гарантии качества, условия оплаты и иные параметры. Найти такие контракты крайне сложно, если только у заказчика нет идентичной закупки, которую он проводит из года в год с одинаковыми параметрами и условиями. Поэтому проще или запросить ценовые предложения, или найти в открытых источниках информацию, если это поставка товара. Также не стоит забывать, что некоторые регионы утверждают предельные ценовые предложения на ряд товаров, работ, услуг, которыми заказчики субъекта обязаны руководствоваться.
Как изменились правила закупок товаров у едпоставщика по части 12
Главное в изменениях, — увеличение лимита с 3 млн до 5 млн руб. Теперь за одну закупку заказчик может получить товар дороже на 66,7 процента. Либо больший объем единиц более дешевых товаров. Какие товары это могут быть: медицинское оборудование, грузовые автомобили, микроавтобусы и еще тысячи вариантов товаров, которые есть в КТРУ.
Раньше о закупке грузовой спецтехники не могло быть речи — 3 млн руб. слишком мало. Обратите внимание, что закупку в ЕИС проводили электронным аукционом. Это значит, что заказчик потратил на нее как минимум 20 дней без учета возможных «удлинителей» типа запросов на разъяснения и протокола разногласий. При закупке по части 12 по новым правилам минимальный срок, когда заказчик мог бы получить тягач в свое распоряжение, — на четвертый день после размещения запроса. Это при условии, что товар есть в наличии, и поставщик поставит его сразу после заключения контракта. На практике поставки сложной техники занимают больше времени.
Сняли ограничение — привязку к 10 процентам СГОЗ
Как снятие привязки к СГОЗ приведет к росту популярности закупок по части 12
Часть 12 напрямую связана с пунктами 4–5.2 части 1 статьи 93. Самое интересное в новой редакции этих трех пунктов: слова «закупки товара не учитываются в годовом объеме закупок на основании этого пункта». Это главное изменение, упрощение, ускорение. В рамках этих трех оснований. Что это значит на практике: с заказчиков сняли главное ограничение — привязку к 10 процентам СГОЗ. При этом добавили новый лимит в 100 млн руб., но это отдельный независимый лимит, он ни к чему не привязан.
По старым правилам закупки товаров у едпоставщика были привязаны к СГОЗ. Теперь же заказчики получили два не связанных между собой лимита. Первый, старый, остался привязан к СГОЗ — для закупок работ и услуг у едпоставщика до 600 тыс. руб. Новый, большой и позитивный, — 100 млн руб. в год на закупки товаров по части 12. Без какой-либо привязки к СГОЗ, без прочих ограничений, но с учетом новых преимуществ.
Как закупить запросом котировок после изменений
Запросом котировок можно закупать практически все, в том числе то, что входит в аукционный перечень (распоряжение Правительства от 21.03.2016 № 471-р). Раньше, заказчик был ограничен ценой и процентом от своего совокупного годового объема закупок. Но теперь это не проблема. Предельную цену закупки подняли до 10 млн руб., а ограничения годового лимита можно не применять до 31 декабря 2026 года. Запрос котировок отличается от других конкурентных процедур короткими сроками. Для заказчиков этот способ — возможность быстро заключить контракт, особенно в тех случаях, когда объект закупки нужен был еще вчера. И если раньше заказчики так закупали недорогой товар, то после вступления в силу изменений можно будет получить товар с более высокой НМЦК.
Как по новым правилам рассчитать аванс в контракте с этапами
Процент аванса теперь можно делать разным
До 1 января 2025 года продлили условия закупок строительных работ под ключ. В предмет контракта может входить одновременно подготовка проектной документации, выполнение инженерных изысканий и работ по строительству, реконструкции или капитальному ремонту объекта капитального строительства. А также может входить поставка предусмотренного проектной документацией оборудования, необходимого для эксплуатации объекта.
По общему правилу, если в контракте есть поэтапное исполнение и выплата аванса, заказчик обязан включить условие о его размере для каждого из этапов исполнения (п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). При этом возможность установить различный размер аванса в процентном выражении для каждого этапа исполнения контракта в Законе № 44-ФЗ не предусмотрена. Об этом сказано в письме Минфина от 15.07.2022 № 24-06-07/68449.
Дополнение статьи 112 частью 61.1 дало возможность в этапных контрактах стройки под ключ процент аванса этапа делать разным. Размер аванса для этапа проектирования и выполнения инженерных изысканий можно установить равным нулю. На этих этапах заказчик вправе выплатить аванс в меньшем размере, чем по этапу строительства, реконструкции или капремонта.
журнал Административная практика ФАС №6, июнь 2023