Обзор закупочного законодательства за 26.07.2021 по 01.08.2021

Обзор закупочного законодательства за 26.07.2021 по 01.08.2021

Комитет по конкурентной политике Московской области выпустил краткий обзор законодательных инициатив, разъяснений, изменений в законодательстве. Тема – государственные (муниципальные) закупки (44-ФЗ, 223-ФЗ). В документе также представлена судебная и административная практика.

I. ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1.1. На сайте regulation.gov.ru размещен проект постановления Правительства РФ «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»  

Минцифры подготовило поправки к постановлению о запрете на допуск иностранного ПО.

Для подтверждения того, что товар не попадает под установленный запрет, участников обяжут указывать наименование программы и номер записи в реестре российского или евразийского ПО. Эти данные участники представят вместе с предложением в отношении объекта закупки.

При закупке работ (услуг) по пп. «в» и «г» п. 2 (1) постановления участники смогут подтвердить соответствие одним из способов: указать в заявке наименование программы, номер записи из реестра и (или) сведения о правах на нее, подлежащих передаче заказчику (иному лицу) по результатам исполнения контракта; отразить в ней информацию об отсутствии необходимости передавать ПО и (или) права на него по результатам исполнения контракта.

Планируется, что поправки заработают 1 марта 2022 года и будут действовать до 1 марта 2028 года.

Дата начала общественного обсуждения: 26.07.2021

Дата окончания общественного обсуждения: 20.08.2021

1.2.  Письмо Минпромторга России от 07.07.2021 № ПГ196911

Приложение к Постановлению № 2014 приведут в соответствие с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам

Специалисты Минпромторга России в своем письме, в частности, напоминают, что приложение к постановлению Правительства РФ от 03.12.2020 № 2014 «О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком» (далее соответственно – Приложение, Постановление № 2014) содержит в том числе отдельные виды медицинских изделий, соответствующие кодам ОКПД2 и кодам вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурой медицинских изделий, утвержденной приказом Минздрава России от 06.06.2012 №4н.

Вместе с тем, отметим, что не все позиции действующей редакции Приложения описаны с использованием актуальных кодов вида медицинского изделия. В частности, это относится к таким медицинским изделиям, как «Шприцыинъекторы медицинские многоразового и одноразового использования с инъекционными иглами и без них», «Оборудование и аппараты для фильтрования, обеззараживания и (или) очистки воздуха» и т. д. В связи с этим представители министерства сообщают, что в настоящее время прорабатывается вопрос о возможности внесения изменений в Постановление № 2014 в части актуализации и добавления кодов видов медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий.  

1.3. Минфин России снова обновил перечень банков, которые могут выдавать гарантии для госзакупок

На сайте Минфина России опубликован обновленный перечень банков, которые удовлетворяют требованиям, установленным п. 1 ст. 45 Закона № 44-ФЗ. Перечень уточнен по данным Банка России 26 июля 2021 г. В список вошли 188 банков.

II. ПРАВОВЫЕ НОВОСТИ

2.1. Доля расторгнутых госконтрактов в Российской Федерации в 2020 году сократилась до 13,8% 

В 2020 году на долю расторгнутых госконтрактов пришлось 13,8% от общего числа заключенных госконтрактов, что на 7 п.п. меньше аналогичного показателя 2019 года, говорится в докладе Аналитического центра при правительстве РФ по результатам изучения ситуации с расторжением контрактов в рамках контрактной системы.

По данным Аналитического центра, в 2019 году всего было расторгнуто 20,1% от общего числа госконтрактов, а в прошлом году этот показатель снизился до 13,8%. Эксперты центра считают, что на снижение доли расторгнутых госконтрактов повлияло введение мер по борьбе с распространением коронавирусной инфекции.

Источник: https://prozakupki.interfax.ru/articles/2214   

2.2. Доля закупок у малого бизнеса госкомпаниями выросла до 34%  в I полугодии 2021 года

Доля закупок у малых и средних предприятий по № 223-ФЗ («О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц») в общем объеме закупок госкомпаний выросла до 34% в I полугодии, за аналогичный период 2020 года показатель составил 17%. Об этом сообщила пресс-служба Корпорации МСП (входит в группу ВЭБ.РФ).

Среднее число поданных заявок на закупку – 2,34 (уровень конкуренции снизился на 0,21 заявки). Экономия средств в I полугодии 2021 года при закупках у малых и средних предпринимателей составила 7,6%.

Источник: https://tass.ru/msp/12008515  

2.3. Доля российских лекарств в госзакупках возросла до 87% 

За пять месяцев 2021 г. власти российских регионов (включая Москву и Санкт-Петербург) закупили для нужд медицинских организаций 349,8 млн упаковок лекарств на 194,6 млрд рублей, свидетельствуют данные DSM Group. Это на 34,1% в натуральном выражении и на 53,7% в денежном выражении больше, чем было куплено за аналогичный период прошлого года.

В целом, доля российских препаратов в госзакупках составила 87%, или 304,4 млн упаковок, – это рекордный показатель с 2017 г. Для сравнения: на лекарства российских производителей в закупках за первые пять месяцев прошлого года пришлось 83,3% (217,3 млн упаковок), за аналогичный период 2019 г. – 79,8% (240,4 млн упаковок). В денежном выражении, наоборот, превалируют иностранные препараты благодаря их более высокой стоимости: их доля – 56,9% (109 млрд руб.).

По действующему закону госзаказчики вынуждены приобретать лекарства, которые стоят дешевле. А это, как правило, российские дженерики. На госзакупках также действует правило «третий лишний», согласно которому, если в тендере участвуют два и более российских производителя, заявка иностранной компании автоматически отклоняется.

Источник: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2021/07/29/879931dolyalekarstv

2.4. Выплата компенсаций за удорожание материалов по госконтрактам может начаться в 2021 году

Меры господдержки для подрядчиков по государственным контрактам, которые разрабатываются в России с учетом роста цен на строительные материалы, могут заработать уже в текущем году, заявил журналистам глава Минстроя РФ Ирек Файзуллин.

Как сообщалось, правительство РФ планирует предоставлять российским подрядчикам компенсации за удорожание строительных материалов.

Файзуллин также сообщил, что расчет суммы, которая понадобится на компенсации, пока ведется. Он идет по всем ведомствам, которые отвечают за строительство и капитальный ремонт на каких-либо объектах.

В наиболее сложной ситуации из-за роста цен на стройматериалы оказались строительные компании, работающие по государственному и муниципальному заказу и осуществляющие капитальный ремонт многоквартирных домов, так как стоимость контрактов как правило посчитана в ценах 2019 года или первой половины 2020 года, прокомментировал ТАСС президент Национального объединения строителей (Нострой) Антон Глушков.

По мнению Глушкова, в поддержке из-за сложившейся ситуации с ценами на стройматериалы нуждаются все строительные компании.

«Рынок должен получить понятный механизм по изменению цены, в том числе и для контролирующих органов, чтобы через год-два мы не получили рост обвинений в злоупотреблениях как подрядчиков, так и заказчиков. И мы предлагаем разрабатываемые механизмы рассматривать не как временную меру. Рынок должен быть готов к подобным встряскам», – добавляет он.

Источник: https://tass.ru/ekonomika/12019509  

2.5. Поставки гражданской продукции ОПК могут вывести из-под Закона № 223-ФЗ

Правительство РФ вернулось к обсуждению возможных мер поддержки отечественных предприятий оборонно-промышленного комплекса.

Российский союз промышленников и предпринимателей (далее – РСПП) подготовил пакет инициатив по стимулированию диверсификации ОПК и в конце июня направил его «промышленному» вице-премьеру Юрию Борисову. По его поручению 29 июля 2021 г. Минпромторг, Минэкономразвития, Минфин и ФАС России должны были представить согласованные позиции по предложениям РСПП.

В письме Юрию Борисову РСПП предлагает создать прозрачную систему господдержки ОПК, консолидировав все меры финансовой и нефинансовой поддержки на базе ГИС «Промышленность».

При этом Минпромторгу России необходимо обеспечить в системе возможность консультирования по подбору оптимальных мер поддержки для конкретного предприятия. Пока же эти меры не систематизированы и частично дублируются разными ведомствами, следует из письма РСПП. При этом бизнес рассчитывает на появление в правительстве экспертного совета, который бы занимался     отбором         перспективных    проектов     предприятий ОПК для коммерциализации – первичный их перечень также представлен РСПП.

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/4920405

III. СУДЕБНАЯ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРАКТИКА

 3.1.  Верховный суд указал, что нельзя подтвердить строительный опыт в госзакупке договорами субподряда

Заявку участника строительной закупки с доптребованиями отклонили: для подтверждения опыта он представил среди прочего договор субподряда.

Участник с этим не согласился, но контролеры и суды его не поддержали. По их мнению, лицо, которое выполняло отдельные этапы или виды работ в качестве субподрядчика, не обладает опытом строительства самого объекта в целом. Подтвердить соответствие доптребованиям можно только договором генерального подряда.

ВС РФ не стал пересматривать дело. Определение ВС РФ от 19.07.2021 № 304-ЭС2110656

3.2. Госзаказчик взыскал разницу между ценой победителя и стоимостью контракта со вторым участником (Постановление АС ЗападноСибирского округа от 15.07.2021 по делу № А4527892/2020)

Победитель не подписал контракт вовремя. Поскольку его признали уклонившимся, заказчик заключил контракт со вторым участником по более высокой цене.

Заказчик требовал от победителя возместить убытки в виде разницы между его ценой и стоимостью контракта со вторым участником. Претензия осталась без ответа.

Суды поддержали заказчика:

  • факт уклонения от заключения контракта подтвержден;
  • контракт со вторым участником заключен на менее выгодных условиях из-за недобросовестного поведения победителя. Причинная связь между таким поведением и убытками доказана;
  • довод о том, что заказчик мог провести повторную закупку, несостоятелен. Заказчик не совершал неправомерных действий, заключая контракт со вторым участником. Такое право установлено в Законе N 44-ФЗ.

В практике есть пример, когда заказчику отказали во взыскании убытков. Умышленное уклонение от заключения контракта не доказано. Необходимости совершать сделку со вторым участником не было, поскольку по Закону № 44-ФЗ это только право заказчика. Он мог провести повторную закупку.

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...