Изменения в закупочном ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ В ДЕКАБРЕ 2020 г.
- Подписано Постановление Правительства РФ об ужесточении бюджетной дисциплины при реализации нацпроектов. Проектным комитетам и кураторам нацпроектов ограничат возможность изменения бюджетной росписи в последний месяц 2020 года. Постановление об этом подписано Правительством РФ для инфраструктурных проектов и субсидий в рамках нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» установлен крайний срок – 15 декабря. Во всех остальных случаях ограничение начнёт действовать с 1 декабря. Таким образом, деньги, зарезервированные под конкретные статьи нацпроектов и не израсходованные вовремя, запретят перебрасывать на другие цели. Согласно постановлению, невостребованные средства будут перечислять в резервный фонд Правительства. Постановление позволит наладить бюджетную дисциплину, нарастить эффективность расходов и сконцентрировать ресурсы на своевременном решении поставленных задач. Документ: Постановление от 28 ноября 2020 года № 1960 http://government.ru/news/40991/
- При закупках лекарств всех госзаказчиков обязали использовать единый каталог препаратов. Минздрав сообщил, что с 21 декабря 2020 года все заказчики обязаны использовать при закупках лекарств единый структурированный справочник-каталог лекарственных препаратов для медицинского применения (ЕСКЛП). Ведомство напомнило, что сведения из справочника надо использовать на разных этапах закупки:
– при подготовке документации о закупке – для расчета НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, начальной цены единицы товара;
– на этапе заключения и исполнения контракта – при применении формы типового контракта на поставку лекарств и направлении сведений в реестр контрактов.
Документ: Письмо Минздрава России от 17.11.2020 № 18-2/И/2-17599
- Минпромторг предложил новый типовой госконтракт на закупку электронного и оптического оборудования. Ведомство планирует утвердить типовой контракт на замену действующего. Как и прежде, документ будут применять, если предмет закупки относится к коду ОКПД2 33.13. Ограничений по НМЦК нет. В целом документ привели в соответствие с действующим законодательством о контрактной системе. Так, в разделе об ответственности сторон учли норму о расчете пеней за просрочку исходя из стоимости этапа контракта. Скорректировали также положения об обеспечении исполнения контракта. Определять его планируют по новым правилам. Общественное обсуждение завершается 3 декабря. Документ: Проект приказа Минпромторга России
- Уточнены основания государственной регистрации цены на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу единственным поставщиком. Установлено, что регистрации подлежат, в числе прочего, цены на товары, включенные в перечни продукции по государственному оборонному заказу и поставляемые по государственному оборонному заказу единственными поставщиками (за исключением продукции в сфере ядерного оружейного комплекса). Регистрация цен на указанные товары осуществляется Федеральной антимонопольной службой. Документ: Постановление Правительства РФ от 26.11.2020 № 1944 “О внесении изменения в Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу“
- Внесены уточнения в перечень продукции промышленности строительных материалов, в отношении которой требуется подтверждение о производстве на территории РФ. Согласно внесенным изменениям в позиции, классифицируемой кодом по ОК 034-2014 (КПЕС 2008) 22.21.41.110, раздела X приложения к Постановлению Правительства РФ от 17 июля 2015 г. № 719 “О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации” цифры “22.21.41.110” заменены цифрами “22.21.41.111”, слова “Плиты, листы прочие пластмассовые пористые” заменены словами “Плиты, листы теплоизоляционные из вспененного пенополистирола”. Документ: Постановление Правительства РФ от 26.11.2020 № 1948 “О внесении изменений в раздел X приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719”
- С 1 января 2021 г. устанавливается порядок рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе. Основаниями для возбуждения и рассмотрения дела являются:
-поступление из государственных органов и органов местного самоуправления заявлений о нарушении законодательства и материалов, указывающих на наличие признаков нарушения законодательства РФ о рекламе;
-представление прокурора;
-заявление о нарушении законодательства;
-собственная инициатива антимонопольного органа.
При рассмотрении заявления о нарушении законодательства и приложенных к нему документов и материалов антимонопольный орган:
-определяет, относится ли дело к его компетенции;
-устанавливает наличие признаков нарушения законодательства РФ о рекламе и определяет нормы, которые подлежат применению;
-определяет круг лиц, подлежащих привлечению к участию в деле. Регламентированы в числе прочего порядок передачи дела по подведомственности территориальных органов ФАС России, порядок рассмотрения заявлений, обращений и представлений о нарушении законодательства РФ о рекламе, порядок возбуждения и рассмотрения дела, принятие по нему решений. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. Документ: Постановление Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922 “Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе”
- Распоряжением Правительства РФ от 27 ноября 2020 года №3132-р в соответствии с частью 1 статьи 111 №44-ФЗ определены особенности осуществляемых Минпромторгом России в 2020 году закупок музыкальных инструментов для оснащения детских школ искусств: Закупки осуществляются путем проведения открытых конкурсов в электронной форме в соответствии с № 44-ФЗ с учетом установленных распоряжением дополнительных требований и критериев оценки заявок.
Документ: Распоряжение Правительства РФ от 27 ноября 2020 года №3132-р
- Изменились правила нормирования госзакупок техники для сотрудников на удаленке и мебели. Госзаказчики по решению руководителя госоргана могут не соблюдать ограничения по количеству при покупке компьютеров, мобильных телефонов, планшетов и ноутбуков для сотрудников, которых перевели на удаленку. При этом нужно учитывать лимиты по цене. Также правительство установило единые нормативы госзакупок офисной мебели для нужд сотрудников федеральных госорганов (территориальных подразделений). Новые правила заработали 5 декабря. Документ: Постановление Правительства РФ от 24.11.2020 № 1913.
- Правительство скорректировало правила использования КТРУ и другие документы в сфере закупок. Опубликованы поправки к отдельным актам правительства в сфере закупок. Среди прочего изменились правила использования КТРУ. Так, с 1 июля при приобретении радиоэлектронной продукции из перечня нельзя использовать в описании объекта закупки допхарактеристики не по КТРУ. С 27 ноября запрет применяется, только если в закупке установлены ограничения. Скорректировали также доптребования к операторам электронных площадок. В частности, перечислили причины, по которым оператор не примет банковскую гарантию для обеспечения заявки. Это может случиться, если, например, ИКЗ в записи из реестра банковских гарантий отличается от ИКЗ в извещении о закупке. Данные изменения заработают с 1 декабря. Кроме того, с 27 ноября участники закупок по Закону N 223-ФЗ среди СМСП (самозанятых) и закупок с обязательным привлечением субподрядчиков из их числа подтверждают свой статус иначе. Документ: Постановление Правительства РФ от 24.11.2020 № 1909
- ФАС РОССИИ ПРИОСТАНОВИЛА ДЕЙСТВИЕ РАЗЪЯСНЕНИЯ О ЗАКУПКАХ ПРЕПАРАТОВ С МНН «ИНСУЛИН ГЛАРГИН» ДО РАЗРАБОТКИ ЧЁТКИХ КЛИНИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ИХ НАЗНАЧЕНИЮ В РАЗЛИЧНЫХ ДОЗИРОВКАХ. Такое решение было принято антимонопольным ведомством по итогам совещания по вопросам совершенствования лекарственного обеспечения пациентов с сахарным диабетом. 30 ноября 2020 года ФАС России провела совещание по вопросу применения ранее выпущенного разъяснения о формировании документации о закупке препаратов с международным непатентованным наименованием (МНН) «инсулин гларгин». В мероприятии, организованном антимонопольным ведомством, приняли участие Минздрав России, главные внештатные специалисты в области эндокринологии, Минпромторг России, Минфин России, компании-производители препаратов «инсулин гларгин», а также диабетические пациентские организации. По итогам совещания были утверждены меры, направленные на развитие текущей практики обеспечения пациентов с сахарным диабетом лекарственным препаратом с МНН «Инсулин гларгин». В частности, принято решение об организации Минздравом России на базе ФГБУ «НМИЦ Эндокринологии» рабочей группы с участием всех заинтересованных лиц с целью уточнения клинических рекомендаций и иной нормативной документации. Это позволит создать алгоритм перевода и назначения лекарственного препарата «инсулин гларгин» в дозировках 100 ЕД/мл и 300 ЕД/мл с учетом международной и российской практики. До завершения соответствующей работы Минздравом России ФАС России приняла решение о приостановлении действий своего разъяснения для территориальных органов. Справочно:
11 ноября 2020 года ФАС России выпустила разъяснение для своих территориальных органов по вопросу формирования закупочной документации на лекарственные препараты с МНН «инсулин гларгин» https://fas.gov.ru/news/30900
- Разъяснен порядок обоснования НМЦК при осуществлении закупок медицинских изделий. Специалисты Минздрава России рассказали о нюансах применением Порядка определения НМЦК при осуществлении закупок медицинских изделий (далее – Порядок), утвержденного ведомственным приказом от 15 мая 2020 г. № 450н. В частности, представители министерства отметили, что заказчики при расчете начальной цены единицы медицинского изделия (НЦЕ), цены единицы медицинского изделия (ЦЕМ) и (или) стоимости расходных материалов (СРМ), и (или) стоимости услуг по техническому обслуживанию на период гарантийного срока эксплуатации медицинского изделия (СТО) для медицинских изделий, не указанных в подп. 2, 3 и 5 Порядка, устанавливается как средневзвешенное значение (либо не более средневзвешенной цены) собранных заказчиком цен без учета НДС. Средневзвешенная цена (товара, работы, услуги) определяется как отношение суммы произведений рассматриваемых объемов поставки (купли-продажи, передачи) к суммарному объему поставки (купли-продажи, передачи) таких товаров, работ, услуг. Средневзвешенная цена может быть рассчитана с помощью стандартных функций табличных редакторов. В случае, если финансирование выделено только на закупку оборудования без расходных материалов, в ситуации, когда производителем учтена стоимость всех необходимых расходных материалов и (или) оказание всех необходимых услуг по техническому обслуживанию для правильной и безопасной эксплуатации медицинского изделия в гарантийный период, при расчете НЦЕ по формулам, указанным в п. 14, п. 15 и п. 16 Порядка, СРМ и (или) СТО может быть указана равной нулю, при условии предоставления соответствующих разъяснений производителя (поставщика). При этом заказчик, применяя положения Порядка, получает возможность при формировании НЦЕ учесть все имеющиеся особенности структуры ценообразования на медицинские изделия, в том числе по учету стоимости расходных материалов и услуг по техническому обслуживанию, и сформировать НЦЕ с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, соответствующих описанию объекта закупки или идентичных, существующих у различных производителей и (или) поставщиков. Документ: Письмо Минздрава России от 2 ноября 2020 г. № 25-3/И/2-16610.
- Правительство утвердило перечень современных технологий для специальных инвестиционных контрактов (СПИК). В список попало более 600 перспективных технологий из различных отраслей, в их числе – машиностроение, энергетика, химическая и фармацевтическая промышленность, телекоммуникации. Речь, в частности, о производстве суперкомпьютеров, композитных материалов, устройств 3D-печати и других новациях. Компании, планирующие инвестпроекты в этих областях, смогут заключить с государством контракт, который предусматривает запуск серийного производства современной конкурентоспособной продукции. Государство со своей стороны гарантирует такому инвестору стабильные условия хозяйственной деятельности. Кроме того, компания, участвующая в СПИК, может рассчитывать на налоговые льготы, преференции при проведении госзакупок и аренде земельных участков. Контракты заключаются на срок до 15 лет, если вложения в проект не превышают 50 млрд рублей. При большей сумме период действия соглашения может быть увеличен до 20 лет. Принятое решение обеспечит приток инвестиций в промышленное производство и будет способствовать росту конкурентоспособности российской экономики. Документ: Распоряжение от 28 ноября 2020 года №3143-р
- Определены особенности нормирования закупок отдельных товаров и услуг федеральными госорганами с учетом дистанционного режима работы госслужащих. Соответствующие изменения внесены в Правила определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, определенных в соответствии с БК РФ наиболее значимых учреждений науки, образования, культуры и здравоохранения, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, а также Государственной корпорации по атомной энергии “Росатом”, Государственной корпорации по космической деятельности “Роскосмос” и подведомственных им организаций (далее – Правила), утвержденные постановлением Правительства РФ от 20 октября 2014 г. № 1084. Так, в соответствии с новым п. 5.1 Правил по решению руководителя федерального государственного органа нормативы количества, предусмотренные приложениями № 1 – 1.2 к Методике определения нормативных затрат (далее – Методика), в целях обеспечения федеральными государственными органами установленных функций и полномочий при осуществлении федеральными государственными гражданскими служащими исполнения должностных обязанностей в дистанционном режиме могут не применяться при определении нормативных затрат на приобретение:
-рабочих станций;
-средств подвижной связи;
-планшетных компьютеров;
-ноутбуков.
При этом соответствующие нормативы цены не могут превышать минимальные значения цены, предусмотренные приложениями № 1 – 1.2 к Методике. Кроме этого, Методика дополнена новым приложением № 3, в соответствии с которым определены нормативы, применяемые при расчете нормативных затрат на приобретение мебели. Указанные изменения вступают в силу 5 декабря 2020 годам. Документ: Постановление Правительства РФ от 24 ноября 2020 г. № 1913.
- Принято Постановление Правительства РФ по квотированию закупок. Минимальный размер госзакупок российских компьютеров в 2021 году составит 50%. С 2022 года квота вырастет до 60%, в 2023-м — до 70%. Квота распространяется на компьютеры массой до 10 кг, в том числе ноутбуки и планшеты, а также на вычислительные электронные цифровые машины, у которых в одном корпусе содержатся центральный процессор и устройство ввода и вывода для автоматической обработки данных, электронные цифровые вычислительные машины в виде систем для автообработки данных и др. Квоты на запоминающие устройства и устройства хранения данных в 2021 году составят 30%, в 2022 году — 40%, в 2023 году — 50%. Документ: Постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2020 № 2013 «О минимальной доле закупок товаров российского происхождения»
- Правительство выделило 927 млн рублей на выплату компенсаций аграриям. Сельхозпроизводители, потерявшие в 2020 году урожай из-за неблагоприятных погодных условий, получат компенсации от государства. Распоряжение об этом подписал Председатель Правительства РФ. На выплаты будет выделено 926,72 млн рублей. Средства поступят в Республику Ингушетия, Волгоградскую, Новосибирскую, Омскую и Саратовскую области, а также в Алтайский, Забайкальский, Ставропольский и Хабаровский края. В нынешнем сезоне аграрии из этих регионов пострадали от чрезвычайных ситуаций природного характера, в том числе от засухи, наводнений, проливных дождей и града. Господдержка поможет им преодолеть последствия этих катаклизмов. Документ: Распоряжение от 5 декабря 2020 года №3229-р
- В 2021 году в госконтрактах по поставке товаров планируется установить предельные сроки приема товаров и оплаты по обязательству. Минфин России разработал проект постановления Правительства РФ, которым предлагается установить особенности исполнения в 2021 году госконтрактов, предметом которых является поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг). Согласно документу получатели бюджетных средств при заключении ими госконтрактов о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, которые подлежат оплате (частично или полностью) в текущем финансовом году, должны предусмотреть условия:
-о приемке товара, работы, услуги, а также отдельных этапов исполнения госконтракта не позднее 15 декабря текущего финансового года;
-об оплате денежных обязательств при исполнении государственных контрактов не позднее, чем за пять рабочих дней до окончания текущего финансового года. Указанные требования о сроках планируется не распространять на госконтракты, подлежащие заключению при соблюдении требований, установленных п. 14 Положения о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, а также на платежные и иные документы, необходимые для подтверждения принятых денежных обязательств, по которым представляются в Казначейство России не позднее, чем за один рабочий день до окончания текущего финансового года.
- Правительство направит более 4,6 млрд рублей на строительство и реконструкцию культурных учреждений. Деньги получат 22 региона с 2021 по 2023 год. Федеральное финансирование поможет отремонтировать театры и дома культуры, построить новые концертные залы, отреставрировать музеи и объекты культурного наследия в 22 регионах страны. В частности, на эти деньги в Самаре проведут капитальный ремонт областного историко-краеведческого музея, в Йошкар-Оле построят современное здание для Марийской государственной филармонии, в Альметьевске (Татарстан) возведут киноконцертный зал, в Благовещенске модернизируют Дом народного творчества. Кроме того, реконструкция ждёт драматические театры в Красноярске, Кургане, Новосибирске, Мурманске, Рязани, Челябинске, а также детские театры в Великом Новгороде и Волгограде. Работа ведётся в рамках федерального проекта «Культурная среда» национального проекта «Культура». Документ: Распоряжение от 7 декабря 2020 года №3241-р
- Изменились правила регистрации цен на продукцию, поставляемую по гособоронзаказу. Правительство РФ установило единый порядок формирования цены на продукцию, производство которой осуществляется единственными поставщиками российских вооружения и военной техники (Постановление Правительства РФ от 26 ноября 2020 г. № 1944). Соответствующие изменения внесены в подп. “б” п. 115 Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу (далее – Положение), утвержденного постановлением от 02.12.2017 № 1465. Так, в соответствии с новой редакцией указанного пункта Положения из него исключено указание на российские вооружения и военную технику, которые не имеют аналогов и производство которых осуществляется единственными производителями, а также на товары, поставляемые по государственному оборонному заказу единственными поставщиками, включенными в реестр единственных поставщиков. Таким образом, регистрация в ФАС России предусмотрена в отношении цен на продукцию, включенную в перечень продукции, на которую распространяется государственное регулирование. Указанные изменения вступили в силу 8 декабря текущего года.
- Утверждена обязательная минимальная доля закупок российских товаров по госконтрактам. Правительство РФ определило минимальную обязательную долю закупок российских товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении работ, оказании услуг) отдельных видов, при осуществлении закупок которых установлены ограничения для товаров из иностранных государств, определенную в процентном отношении к объему закупок товаров, осуществленных заказчиком в отчетном году (постановление Правительства РФ от 3 декабря 2020 г. № 2014). Перечень соответствующих товаров включает 107 видов отечественной продукции. Определено, что для целей достижения минимальной доли закупок заказчиком могут учитываться товары, происходящие из государств – членов ЕАЭС. Постановлением также установлены особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, начальной цены единицы товара для цели достижения минимальной доли закупок. Так, при определении идентичности и однородности товаров в соответствии с ч. 13 – ч. 14 ст. 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ) заказчик должен учитывать исключительно товары, происходящие из государств – членов ЕАЭС, в том числе включенные в реестр промышленной продукции, произведенной на территории РФ, реестр промышленной продукции, произведенной на территории ЕАЭС, за исключением РФ, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2020 г. № 616, единый реестр российской радиоэлектронной продукции, предусмотренный постановлением Правительства РФ от 10 июля 2019 г. № 878, а также включенные в каталог товаров, работ, услуг для обеспечения госнужд функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики (при наличии) соответствующих товаров. При анализе рынка заказчик должен направить предусмотренный ч. 5 ст. 22 Закона № 44-ФЗ запрос информации о цене товара субъектам деятельности в сфере промышленности, информация о которых включена в государственную информационную систему промышленности. Постановлением также утверждены положение о требованиях к содержанию и форме отчета об объеме закупок российских товаров в целях достижения заказчиком минимальной обязательной доли закупок, о требованиях к содержанию обоснования невозможности достижения заказчиком минимальной обязательной доли закупок российских товаров, а также положение о порядке, критериях и последствии проведения оценки выполнения заказчиком обязанности достижения минимальной обязательной доли закупок российских товаров. Минпромторг России определен в качестве уполномоченного органа на осуществление оценки достижения заказчиком минимальной доли закупок. Постановление Правительства РФ вступило в силу с 1 января 2021 года, за исключением положений о подготовке отчета об объеме закупок российских товаров, осуществленных для достижения заказчиком минимальной доли закупок, обоснования невозможности достижения заказчиком минимальной доли закупок, которые подлежат применению заказчиком с 1 января 2022 года.
- С 1 января 2021 года ещё почти 2 тыс. школ будут получать субсидии на организацию бесплатного горячего питания для учащихся начальных классов. На эти цели в 2020 году выделено более 22 млрд рублей. По предложению Президента с 2020/2021 учебного года в российских школах ввели бесплатное горячее питание для всех учащихся начальных классов. Расходы регионов на эти цели софинансируются из федерального бюджета. Глава Правительства в свою очередь поручил главам субъектов подготовить всю необходимую инфраструктуру. Сейчас по всей стране таких школ около 38 тыс. Благодаря новому постановлению их станет больше. Субсидии смогут получать все школы, которые были готовы обеспечить учащихся горячим питанием – имели столовые и пищеблоки – по состоянию на 1 октября 2020 года (ранее – по состоянию на 15 июля 2020 года). Документ: Постановление от 9 декабря 2020 года № 2046.
- В планы-графики не включаются закупки, осуществляемые в рамках гособоронзаказа. В соответствии с новой редакцией ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ “О государственном оборонном заказе” закупки по государственному оборонному заказу не учитываются при формировании, утверждении и ведении планов-графиков закупок, предусмотренных законом № 44-ФЗ (Федеральный закон от 8 декабря 2020 г. № 422-ФЗ). При этом контроль непревышения объема финансового обеспечения для осуществления таких закупок над объемом финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденным и доведенным до заказчика, осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ в соответствии с ч. 6 ст. 99 Закона № 44-ФЗ.
- Правительство РФ определило особенности осуществляемых Минпромторгом России в 2020 году закупок спортивного инвентаря и оборудования для оснащения спортивных школ: Закупки будут осуществляться путем проведения открытых конкурсов в электронной форме по определенному в приложении к распоряжению перечню. При проведении конкурсов к участникам закупок предъявляются следующие дополнительные требования: соблюдение участником закупки требований по наличию опыта производства спортивного инвентаря и оборудования в части осуществления на территории РФ технологических операций при производстве инвентаря и оборудования, оцениваемых в совокупности суммарным количеством баллов в соответствии с суммарными баллами согласно приложению №2; соблюдение по состоянию на 15 сентября 2020 года требований по наличию опыта производства спортинвентаря и оборудования в части доли стоимости использованных при производстве спортинвентаря и оборудования иностранных товаров в конечной цене товара согласно приложению №3; дополнительные требования указанные в предыдущих пунктах не могут использоваться в качестве критериев оценки заявок на участие в конкурсе; извещение о проведении конкурса и конкурсная документация наряду с информацией, предусмотренной статьями 54.2 и 54.3 №44-ФЗ, должны содержать указание на установленные выше доптребования; вторая часть заявки на участие в конкурсе наряду с информацией и электронными документами предусмотренными частью 6 статьи 54.4 №44-ФЗ должна содержать определенные документы. Документ: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.12.2020 № 3245-р
- Внесены изменения в Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. № 1352. Постановление дополнено пунктом 2.5 следующего содержания: “2.4. Установить, что при расчете годовых объемов, предусмотренных пунктом 7 Положения, утвержденного настоящим Постановлением, не учитываются закупки, осуществляемые с 01 января 2020 года госкомпаниями, созданными на основании федерального закона, в целях реализации комплексного плана модернизации и расширения инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденного ПП РФ от 30 сентября 2018 №2101-р, по результатам которых заключаются договоры, предусматривающие одновременно проектирование и строительство автомобильных дорог (участков автомобильных дорог) общего пользования федерального значения и (или) отдельных дорожных сооружений, являющихся их технологической частью, при условии установления указанными компаниями в отношении участников закупки требований о привлечении к исполнению таких договоров (соглашений) субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого и среднего предпринимательства. Также внесены изменения в подпункт “Ю” пункта 7 Положения. Подпункт “В” пункта 1 настоящего постановления вступает в силу с 01.01.2021 года. Документ: Постановление Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 № 2058 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. № 1352»
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2020 года в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 93 №44-ФЗ, АО “Национальная служба санитарной авиации” определено единственным исполнителем осуществляемых в 2020-2021 годах закупок авиационных работ в целях оказания для государственных нужд медицинской помощи на территории РФ, предоставив медицинским организациям, подведомственным органам государственной власти субъектов РФ, право заключать по решению этих органов государственной власти субъектов РФ соответствующие госконтракты с обществом как с единственным исполнителем авиационных работ. Определить 31 декабря 2021 года предельным сроком, на который заключается госконтракт с обществом, а также установить возможность привлечения обществом к исполнению госконтрактов субподрядчиков и соисполнителей при условии исполнения обществом не менее 30% совокупного стоимостного объема обязательств по госконтрактам. Документ: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 10.12.2020 № 3286-р
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 № 3278-р внесены изменения в Приложения к Распоряжению Правительства РФ №1066-р от 18 апреля 2020 года и №1806-р от 11 июля 2020 года о закупках и распределении автомобилей скорой медицинской помощи российского производства между субъектами РФ. Документ: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 09.12.2020 № 3278-р».
- Установлен порядок расчета годового объема закупок с участием субъектов МСП некоторыми заказчиками по Закону № 223-ФЗ. В соответствии с новым п. 2.5 постановления Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352, при расчете годовых объемов, предусмотренных п. 7 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема не учитываются закупки, по результатам которых заключаются договоры, предусматривающие одновременно проектирование и строительство автомобильных дорог (участков автомобильных дорог) общего пользования федерального значения и (или) отдельных дорожных сооружений, являющихся их технологической частью, при условии установления в отношении участников закупки требований о привлечении к исполнению таких договоров (соглашений) субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов МСП. Речь идет о закупках, осуществляемых с 1 января 2020 года государственными компаниями, созданными в целях реализации комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30 сентября 2018 г. № 2101-р (Постановление Правительства РФ от 9 декабря 2020 г. № 2058). При этом при формировании годового отчета о закупке товаров, работ, услуг у субъектов МСП такие договоры указываются в составе договоров, предусмотренных абз. 27 позиции 1 формы годового отчета, который с 1 января 2021 года действует в новой редакции.
- Приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 12.10.2020 № 756 “Об утверждении типового контракта на выполнение работ по монтажу систем (средств, установок) обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений для обеспечения государственных и муниципальных нужд, информационной карты типового контракта на выполнение работ по монтажу систем (средств, установок) обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений для обеспечения государственных и муниципальных нужд, типового контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию систем (средств, установок) обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений для обеспечения государственных и муниципальных нужд, информационной карты типового контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию систем (средств, установок) обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений для обеспечения государственных и муниципальных нужд, типового контракта на поставку пожарно-технической продукции для обеспечения государственных и муниципальных нужд, информационной карты типового контракта на поставку пожарно-технической продукции для обеспечения государственных и муниципальных нужд”. (Зарегистрирован 16.12.2020 № 61512)
- Правительство скорректировало перечень госкомпаний подотчетных “Корпорации МСП”. Правительство РФ поставило под контроль “Корпорации МСП” и субъектов РФ в части согласования проектов планов закупок с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств более 150 предприятий и организаций. Соответствующее распоряжение правительства опубликовано на портале правовой информации. Согласно этому документу под контроль “Корпорации МСП” (она должна давать оценку соответствия планов закупок компаний нормам, регламентирующим участие субъектов МСП в закупках госкомпаний – ИФ) попали 142 компании. В их числе, например, ряд бронетанковых ремонтных заводов, “Братская электросетевая компания”, “Ванинский морской торговый порт”, АО “Концерн “Уралвагонзавод”, международный аэропорт “Краснодар”, различные НИИ, научно-производственные предприятия и т.д. Также в перечень включено 13 региональных предприятий, подотчетных, соответственно, региональным органам власти. В то же время из перечня госкомпаний, которые должны согласовывать с “Корпорацией МСП” свои планы закупок, исключена 151 компания. На конец ноября текущего года в этот перечень входило более 1050 компаний, предприятий и организаций. По действующей редакции закона “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (223-ФЗ) госкомпании должны закупать у субъектов МСП не менее 18% годового стоимостного объема договоров. Эти нормы распространяются на госкомпании с годовой выручкой (величина активов – для кредитных организаций – ИФ) более 500 млн рублей, а также на автономные учреждения, которые в течение года заключают контракты на поставку товаров, работ, услуг на общую сумму более 250 млн рублей. При этом часть из них подпадает под мониторинг соответствия требованиям норм о закупках у субъектов МСП. Такой мониторинг проводиться в отношении конкретных госкомпаний федерального уровня с объемом закупок более 1 млрд рублей, регионального уровня – 50 млн рублей, отдельных заказчиков федерального уровня (объем закупок за предыдущий календарный год должен составлять от 250 млн рублей до 1 млрд рублей) и регионального уровня (менее 50 млн рублей).
- Для региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами расширено действие Закона № 223-ФЗ. Поправки в Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Закон № 223-ФЗ), позволят распространить его положения на закупки, осуществляемые региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, в рамках данного закона. Внесенные поправки обусловлены тем, что деятельность юрлиц в статусе региональных операторов регулируется положениями Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”, иными нормативными правовыми актами в области обращения с отходами и является шире, чем указано в Законе № 223-ФЗ о деятельности в сфере обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов. Новая редакция закона распространяет его положения на закупки региональных операторов с указанием на их деятельность как на деятельность по обращению с твердыми отходами. Отдельно прописываются сроки приведения в соответствие с названными изменениями положений о закупках и внесения в единую информационную систему (не позднее чем в течение 90 дней со дня вступления в силу изменений). При этом закупки, извещения об осуществлении которых были размещены в единой информационной системе до даты положения о закупке, приведенного в соответствии с требованиями Закона № 223-ФЗ с учетом принятых изменений, но не позднее чем в течение 90 дней со дня вступления в силу поправок, должны быть завершены по правилам, действовашим на дату размещения такого извещения. Подписанный закон вступил в силу 2 января 2021 года. Документ: Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. № 443-ФЗ.
- Изменены требования к банкам, которые могут выдавать банковские гарантии. На Официальном интернет-портале правовой информации размещено постановление Правительства Российской Федерации от 16.12.2020 № 2134 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12.04.2018 г. №440 «О требованиях к банкам, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов».
- Правительство разрешило авансировать до 100% закупки бесплатных лекарств для больных коронавирусом. Регионы смогут выплачивать аванс в размере 100% стоимости лекарств для больных коронавирусом, которые лечатся дома, при закупке препаратов в декабре 2020 года и поставке в январе 2021-го. Распоряжение об этом подписал Председатель Правительства РФ. В начале декабря Правительство направило на эти цели почти 2,8 млрд рублей. Выделенные средства субъекты могут потратить по новым правилам, то есть полностью проавансировать январские поставки препаратов, которые будут закуплены до конца декабря. Документ: Постановление от 19 декабря 2020 года №2172
- Подписан и опубликован федеральный закон от 22.12.2020 № 435-ФЗ “О публично-правовой компании “Единый заказчик в сфере строительства” и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”. Законом предусмотрено, что ППК “Единый заказчик в сфере строительства” осуществляет закупки в целях исполнения инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в соответствии с программой деятельности указанной ППК на текущий год и плановый период за счет средств федерального бюджета в соответствии с № 44-ФЗ.
- Скорректирован обязательный перечень отдельных видов товаров, работ, услуг, применяемый в целях нормирования в сфере закупок. Правительство Российской Федерации актуализировало Приложение № 2 к Правилам определения требований к закупаемым заказчиками отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг) (далее – Обязательный перечень), утвержденное постановлением от 2 сентября 2015 г. № 927. В частности, установлены предельные цены на ноутбуки (не более 100 тыс. руб.) и планшетные компьютеры (не более 60 тыс. руб.), по которым указанная техника может приобретаться заказчиками по результатам закупок. Определены соответствующие требования к услугам по передаче данных по беспроводным телекоммуникационным сетям. Указанные изменения вступают в силу 23 декабря текущего года. Напомним, что на основании Обязательного перечня федеральные государственные органы и органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, определенные в соответствии с БК РФ наиболее значимые учреждения науки, образования, культуры и здравоохранения, Государственная корпорация по атомной энергии “Росатом”, Государственная корпорация по космической деятельности “Роскосмос” в целях нормирования в сфере закупок составляют ведомственные перечни, включающие отдельные виды товаров, работ, услуг, их потребительские свойства (в том числе качество) и иные характеристики (в том числе предельные цены). Документ: Постановление Правительства РФ от 9 декабря 2020 г. № 2062.
- С 1 АПРЕЛЯ 2021 ГОДА ИЗМЕНИТСЯ ПРОЦЕДУРА КОНКУРЕНТНЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ ЗАКУПОК СРЕДИ СМСП ПО ЗАКОНУ № 223-ФЗ. Федеральным законом № 452-ФЗ от 22 декабря 2020 г. (далее – Закон № 452-ФЗ) внесены поправки в Закон № 223-ФЗ, среди которых отметим следующие:
1) скорректированы процедуры проведения конкурентных электронных закупок среди СМСП:
-изменения в порядке проведения электронного конкурса (предквалификационный отбор нельзя предусмотреть, как этап конкурса);
-сроки проведения каждого из этапов конкурса должны быть указаны не в извещении, а в документации;
-электронный запрос предложений теперь будет проводиться по тем же правилам, что и электронный конкурс, но без подачи окончательного (дополнительного) ценового предложения;
2) закреплены требования к составу заявки в зависимости от процедуры закупки (электронный аукцион, электронный запрос предложений);
3) закреплен перечень сведений, которые заказчик вправе запросить у участников закупки, а также перечень сведений, которые требуется продекларировать. Изменения вступят в силу с 1 апреля 2021 г., при этом у заказчиков будет 90 дней с указанной даты для того, чтобы внести изменения в положение о закупке. Также п. 3 ст. 2 Закона № 452-ФЗ предусмотрено, что закупки, которые начаты в пределах указанных 90 дней и до размещения обновленного положения о закупке в ЕИС, заказчики будут завершать по старым правилам. Документ: Федеральный закон № 452-ФЗ от 22 декабря 2020 г
- ЗА НАРУШЕНИЕ СРОКОВ ОПЛАТЫ ПО КОНТРАКТАМ С СУБЪЕКТАМИ МСП ПО ЗАКОНУ № 223-ФЗ с 02 января 2021 года должностных лиц накажут на сумму от 30 000 до 50 000 рублей, юридических лиц – от 50 000 до 100 000 рублей. Основание: часть 9 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
- Расширен перечень заказчиков, руководствующихся положениями Закона № 44-ФЗ. Согласно новой редакции п. 5 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, действующей с 22 декабря текущего года, в число государственных заказчиков включена публично-правовая компания “Единый заказчик в сфере строительства”, создание которой предусмотрено Федеральным законом от 22 декабря 2020 г. № 435-ФЗ “О публично-правовой компании “Единый заказчик в сфере строительства” и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”. При этом закупки в целях выполнения инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в соответствии с программой деятельности на текущий год и плановый период за счет средств федерального бюджета указанная компания осуществляет в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ (ч. 4.2 ст. 15 Закона № 44-ФЗ).
- Минпромторг России как получатель средств федерального бюджета при заключении в 2020 году с единственными исполнителями госконтрактов на осуществление закупки автомобильного транспорта российского производства для медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, центральных районных и районных больниц, расположенных в сельской местности, поселках городского типа и малых городах (с численностью населения до 50 тыс. человек), для доставки пациентов в медицинские организации, медицинских работников до места жительства пациентов, для перевозки биологических материалов для исследований, доставки лекарственных препаратов до жителей отдаленных районов, а также услуг по его доставке до получателей в субъектах Российской Федерации, уполномоченных высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации на получение указанного автомобильного транспорта, вправе предусматривать авансовые платежи в размере до 100 процентов цены таких государственных контрактов, но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Минпромторга на указанные цели на соответствующий финансовый год. Документ: Постановление Правительства Российской Федерации от 23.12.2020 № 2224
- Утвержден перечень единственных исполнителей осуществляемой Минпромторгом России закупки автотранспорта для медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, центральных районных и районных больниц, расположенных в сельской местности, поселках городского типа и малых городах (с численностью населения до 50 тыс. человек), для доставки пациентов в медицинские организации, медицинских работников до места жительства пациентов, для перевозки биологических материалов для исследований, доставки лекарственных препаратов до жителей отдаленных районов, а также услуг по его доставке до получателей в субъектах Российской Федерации: АО “АВТОВАЗ и ООО “Ульяновский автомобильный завод”. Также утвержден перечень распределения автомобильного транспорта по субъектам РФ. Всего планируется закупить 2000 автомобилей. Кроме этого, распоряжением Правительства предусмотрены существенные условия в госконтрактах на закупку указанного транспорта. Регионы должны получить автомобили до 31 декабря 2020 года. Документ: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.12.2020 № 3498-р
- В ближайшие три года более 172,3 млрд рублей будет направлено регионам на ремонт, реконструкцию и строительство автомобильных дорог. Правила предоставления и распределения этих средств утвердило Правительство РФ. Федеральное финансирование позволит регионам создать современную и качественную дорожную инфраструктуру, а также внедрить интеллектуальные транспортные системы. Такие системы позволяют автоматизировать процессы управления трафиком и помогают снизить количество дорожно-транспортных происшествий. Работа ведётся в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Его цель – к 2024 году увеличить долю региональных дорог, соответствующих нормативным требованиям, снизить количество ДТП, внедрить новые требования и стандарты, а также автоматизированные технологии организации дорожного движения и контроля соблюдения ПДД. Подписанным документом внесены изменения в распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 года № 3136-р. Документ: Распоряжение от 25 декабря 2020 года №3542-р
- Правительство России запретило до 31 декабря 2021 года госзакупки медицинских масок из других стран, кроме Евразийского экономического союза (ЕАЭС), соответствующее постановление кабинета министров опубликовано на официальном портале правовой информации. Подписанный документ вносит изменения в перечень продукции, указанной в принятом в апреле постановлении. В частности, в список включены “изделия медицинские, в том числе хирургические, прочие, не включенные в другие группировки (только в отношении медицинских масок)” (пункт 123) и “средства защиты головы и лица (только в отношении медицинских масок)” (пункт 126). “Установить, что запреты, установленные пунктами 1 и 2 настоящего постановления (запрет на допуск импортных товаров к соответственно госзакупкам и закупкам для нужд обороны и безопасности. — Прим. ред.), в отношении медицинских масок, указанных в пунктах 123 и 126 перечня, действуют до 31 декабря 2021 года”, — говорится в документе. Предложение о запрете госзакупок импортных медицинских масок подготовил Минпромторг России, проект постановления был опубликован в ноябре. Министерство тогда указывало, что до середины марта объем производства медицинских масок в России составлял порядка 0,6 миллиона штук в сутки, однако в результате ввода дополнительных производственных линий максимальный суточный объем выпуска достиг 21 миллиона. Документ: Постановление Правительства РФ от 23.12.2020 № 2241
- Опубликован Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21.12.2020 № 810/пр “Об обязательных квалификационных требованиях к участникам закупок, связанных с поставкой товаров, выполнением работ или оказанием услуг, необходимых для завершения строительства объекта незавершенного строительства или объекта инфраструктуры, права на которые переданы в порядке, предусмотренном статьями 201-15-1 — 201-15-2-1 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”. (Зарегистрирован 25.12.2020 № 61823). Установлены следующие обязательные квалификационные требования: 1) Отсутствие сведений об участнике в РНП; 2) Наличие соответствующего за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правоприемства) хотя бы одного договора (подробнее в Приказе). Приказ вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования и действует 6 лет со дня его вступления в силу.
- С 21 июня 2021 года из под действия №223-ФЗ исключаются отношения, связанные с заключением договора синдицированного кредита. Соответствующим п. 17 будет дополнена ч. 4 ст. 1 Закона № 223-ФЗ. Согласно указанному пункту Закон № 223-ФЗ не будет регулировать отношения, возникающие в связи с закупкой услуг, связанных с заключением, исполнением, изменением или расторжением договора синдицированного кредита (займа) либо договора об организации синдицированного кредита (займа) (Федеральный закон от 22 декабря 2020 г. № 447-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О синдицированном кредите (займе) и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”). Документ: Федеральный закон №447-ФЗ от 22.12.2020
- В ближайшие три года на капитальный ремонт и реконструкцию детских школ искусств будет направлено более 9,5 млрд рублей. Необходимые для этого изменения в государственную программу «Развитие культуры» внесены Председателем Правительства РФ. Размер субсидии для каждого региона будет зависеть от количества школ, требующих ремонта, и необходимых для этого затрат, указанных в проектной документации. Работа ведётся в рамках федерального проекта «Обеспечение качественно нового уровня развития инфраструктуры культуры». Постановлением также определяется финансирование на поддержку сельских учреждений культуры и их лучших работников с 2021 по 2023 год. В частности, для учреждений предусмотрено по 100 млн рублей ежегодно, для работников – по 50 млн рублей. Документ: Постановление от 29 декабря 2020 года №2334
- ПОДПИСАН ЗАКОН ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗАКАЗЧИКА ЗА СРЫВ СРОКОВ ОПЛАТЫ ПО ДОГОВОРАМ С СУБЪЕКТАМИ МСП ПО 223-ФЗ. Закон, разработанный ФАС России в поддержку субъектов МСП и во исполнение положений Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», подписан Президентом Российской Федерации. Как сообщил заместитель руководителя ФАС России Михаил Евраев, документ предусматривает административную ответственность за нарушение заказчиком срока оплаты товаров, работ, услуг по договору, заключенному в рамках № 223-ФЗ, с субъектом малого или среднего предпринимательства. С 1 января 2020 года срок оплаты по договору не может превышать 15 рабочих дней. В случае нарушения сроков оплаты штраф для должностного лица составит от 30 000 до 50 000 рублей, для юридических лиц – от 50 000 до 100 000 рублей. Предприниматели, чьи права ущемляют заказчики, не оплачивая своевременно денежные средства по договору, вправе обратиться в ФАС России с соответствующим заявлением. Срок давности привлечения к ответственности за несвоевременную оплату по договору, заключенному в рамках 223-ФЗ, составляет 1 год.
- Подписан Федеральный закон от 30.12.2020 № 539-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” и статью 1 Федерального закона “О внесении изменений в Федеральный закон “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” об изменениях, которые корректируют порядок включения поставщиков по госзаказу в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Согласно этим поправкам, с 1 июля 2021 года в РНП не будут включаться сведения об учредителях или акционерах компаний-поставщиков, доля которых (в том числе, с учетом аффилированных лиц) в таких предприятиях составляет менее 25%. При этом информация о членах правления компании-поставщика по-прежнему будет включаться в РНП. Более того, если полномочия правления будут переданы другим лицам, информация о последних также должна будет включаться в этот реестр. Помимо этого, документ уточняет порядок обращения госзаказчиков в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) России о включении того или иного поставщика в РНП. Состав, форму и содержание такого обращения должно будет определить правительство РФ.
- Внесены изменения в статью 112 закона о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Федеральным законом устанавливается возможность применения до 31 декабря 2022 года на территориях Республики Крым и города Севастополя упрощённого порядка выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) при осуществлении закупок работ по содержанию автомобильных дорог и (или) искусственных дорожных сооружений. Документ: Федеральный закон от 30.12.2020 № 501-ФЗ “О внесении изменений в статью 112 Федерального закона “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”
- Подписан Федеральный закон от 30.12.2020 № 491-ФЗ “О приобретении отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата”. Закон устанавливает правовые и организационные основы применения электронного сертификата, регулирует порядок его формирования и изменения, порядок приобретения и оплаты отдельных видов товаров, работ, услуг с использованием электронного сертификата. Действие закона не распространяется на отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных (муниципальных) услуг, включенных в перечни (классификаторы) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам, формирование, ведение и утверждение которых осуществляются в порядке, установленном в соответствии с пунктом 3 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Источник: канал "Закупочная жизнь"