Согласно ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2024 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное настоящей частью изменение осуществляется с соблюдением положений частей 1.3-1.6 статьи 95 настоящего Федерального закона на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно.
Имеет ли право заказчик изменять любые существенные условия контракта на основании указанной нормы закона? Можно ли изменять условия контракта, которых первоначально не было при заключении контракта?
Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу:
Стороны по соглашению вправе менять любые существенные условия контракта. Каким-либо пределом, за исключением объема финансирования, они в таком случае не ограничены, естественно, при наличии условий для изменения, указанных в самой ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ.
Возможно изменение только тех условий, которые первоначально были предусмотрены извещением и контрактом.
Обоснование вывода:
Действительно, как видно, ч. 65.1 ст. 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) предусматривает возможность изменения условий контракта по соответствующему основанию, во-первых, возникновение независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, а во-вторых, принятие решения уполномоченного государственного (муниципального) органа.
Часть 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ образует специальное основание для изменения существенных условий контракта и не содержит ограничений пределов изменений, вносимых в условия контракта, в связи с чем размер увеличения может превышать соответствующие размеры, предусмотренные иными положениями Закона N 44-ФЗ, в частности, в отношении цены контракта и срока исполнения контракта (смотрите письмо Минфина России от 12.04.2022 N 24-01-07/31697). Положениями Закона N 44-ФЗ не ограничивается возможность высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть в решении, указанном в ч. 65 1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, условия его применения, в том числе предусматривающие необходимость выполнения сторонами контракта определенных действий, при выполнении которых допускается изменение существенных условий контракта.
Таким образом, стороны по соглашению вправе менять любые существенные условия контракта. Каким-либо пределом, за исключением объема финансирования, они в таком случае не ограничены, естественно, при наличии условий для изменения, указанных в самой ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ.
Что касается добавления новых условий, отметим, что сама формулировка указанной нормы, а именно изменение существенных условий контракта, все же свидетельствует о том, что условия изначально должны присутствовать в контракте. Как следует из п. 2 ст. 1, п. 4 ст. 421, п. 1 ст. 422 ГК РФ, стороны договора свободны в определении его условий, за исключением случаев противоречия закону и случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. При этом в соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными же условиями договора являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Следует учитывать, что ч. 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ введено единое требование: контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (далее – извещение) или (при закрытых закупках) приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя, далее – контрагент) и документацией о закупке (далее – документация), а также заявкой участника закупки (далее – заявка), с которым заключается контракт, за исключением случаев, когда указанные документы этим Законом не предусмотрены. Указанное исключение касается только заключения контракта с единственным контрагентом, кроме случаев закупки товара на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (смотрите ч. 1 ст. 34, ст. 42, п. 1 ч. 1 ст. 72, ч. 3 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). То есть приведенное общее требование установлено для контрактов, заключаемых по итогам конкурентных способов определения контрагента, а также для закупки товара у единственного поставщика в соответствии с ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (смотрите также ст. 51, ч. 14 ст. 73, ч. 8 ст. 74, ч. 13 ст. 75, ч. 8 ст. 76, пп. 3 и 5 ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).
Соответственно, все условия, которые обязательно должны быть указаны в извещении или (при закрытых закупках) в документации, следует считать существенными.
Из совокупности указанных норм следует, что на основании ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ возможно изменение только тех условий, которые первоначально были предусмотрены извещением. Добавление не предусмотренных извещением условий, на наш взгляд, неправомерно, поскольку по своей сути может прежде всего привести к изменению объекта закупки.
Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Павлова Наталия