Контракт на капитальный ремонт помещений выполнялся в три этапа. Два этапа исполнены, выполнена электронная приемка результатов работ. Документы об исполнении третьего этапа были заказчиком ошибочно отклонены от подписания. Заказчиком принесены подрядчику письменные извинения с просьбой повторного направления в ЕИС документов на приемку работ по третьему этапу контракта. Но подрядчик направил в ЕИС уведомление о намерении обжаловать мотивированный отказ от приемки. Фактически все работы выполнены, претензий к подрядчику заказчик не имеет. От повторного размещения документа о приемке в ЕИС подрядчик отказывается в связи с тем, что из-за действий заказчика у подрядчика “понизился рейтинг”. Подрядчик готовит исковое заявление в суд.
Есть ли у заказчика возможность отозвать мотивированный отказ от приемки работ? Являются ли работы не принятыми заказчиком, если в переписке с подрядчиком заказчик подтверждает выполнение работ и отсутствие замечаний? Можно ли оплатить подрядчику выполненные работы в отсутствие состоявшейся электронной приемки?
Закон N 44-ФЗ основан в том числе на нормах Гражданского кодекса РФ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), и контракт в силу п. 3 ч. 1 ст. 1, пп. 8, 8.1 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ является гражданско-правовым договором. Поэтому нормы Гражданского кодекса РФ должны применяться к отношениям по контрактам, поскольку иное не предусмотрено нормами Закона N 44-ФЗ (смотрите также ответ на вопрос N 81 приложения к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889). Таким образом, исполнение контракта осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Законом N 44-ФЗ, на что и указано в ч. 1 ст. 94 этого Закона. Закон N 44-ФЗ устанавливает только некоторые особенности исполнения контрактов.
Согласно ч. 1 ст. 94 Закона N 44-ФЗ под исполнением контракта понимается комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее – контрагент), включающий в себя в том числе приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги (далее – исполнение по контракту), а также отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом.
В соответствии с ч. 3 ст. 94 Закона N 44-ФЗ для проверки предоставленных контрагентом результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. По смыслу положений п. 1 ч. 1, ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ экспертиза фактически равнозначна проверке исполнения по контракту во время их приемки, проведение которой предусмотрено гражданским законодательством (ст. 474, пп. 2, 3 ст. 513, пп. 1-3 ст. 720, ст. 783 ГК РФ).
Приемка исполнения по контракту, отдельному этапу исполнения контракта согласно п. 1 ч. 13 ст. 34, ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом (смотрите также письмо Минфина России от 24.07.2020 N 24-03-10/64858), и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии – подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо заказчиком в те же сроки направляется контрагенту в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа (далее – мотивированный отказ). Таким образом, подтверждением факта осуществления заказчиком приемки исполнения по контракту является подписание документа о приемке. Вместе с тем, как это следует из п. 1 ст. 721, п. 6 ст. 753 ГК РФ, правомерным будет являться отказ заказчика от приемки результатов выполненной подрядчиком работы только в случае его несоответствия существенным условиям контракта.
Порядок подписания документа о приемке по контракту, заключенному по результатам электронных процедур, установлен ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ. Согласно приведенной норме при исполнении контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур (за исключением закрытых электронных процедур, проводимых в случае, предусмотренном п. 5 ч. 11 ст. 24 Закона N 44-ФЗ), и контрагент, и заказчик формируют и передают друг другу документ о приемке товара в электронном виде с использованием единой информационной системы (ЕИС). Приемка при этом оформляется следующим образом:
- контрагент формирует с помощью ЕИС документ о приемке, содержание которого определяется пп. 1, 2 ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ;
- затем в срок, установленный контрактом, но не позднее 20 рабочих дней, следующих за днем поступления документа о приемке, заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, либо формирует с использованием ЕИС и размещает в ЕИС мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа (п. 4 ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ);
- если в ЕИС размещен документ о приемке, подписанный заказчиком, исполнение считается принятым (ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).
Если же заказчиком сформирована приемочная комиссия, документ о приемке (мотивированный отказ) до подписания его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, должен быть подписан усиленными электронными подписями членов приемочной комиссии (п. 5 ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).
Как видим, инициатором процедуры подписания документа о приемке выступает именно контрагент. Возможности самостоятельного формирования заказчиком в ЕИС документа о приемке, как и права заказчика отозвать (аннулировать) направленный контрагенту мотивированный отказ, Закон N 44-ФЗ не предусматривает. При этом отметим, что датой приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги считается дата размещения в ЕИС документа о приемке, подписанного заказчиком (п. 8 ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ). Соответственно, формальные основания считать работы принятыми заказчиком в описанном в вопросе случае у заказчика отсутствуют (смотрите решение АС Новосибирской области от 5 апреля 2023 г. по делу N А45-1927/2023, решение АС Архангельской области от 9 февраля 2023 г. по делу N А05-11621/2022).
В то же время основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику (смотрите разъяснения п. 8 информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 N 51 “Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда”). Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами (п. 4 ст. 753 ГК РФ). Документ о приемке исполнения по контракту, сформированный в электронном виде и подписанный электронной подписью, принимается к учету в качестве первичного учетного документа, на его основании в учете отражаются бухгалтерские операции, а также он подтверждает возникновение денежного обязательства и является основанием для проведения оплаты (п. 32 Стандарта “Концептуальные основы”, ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”, письмо Федерального казначейства от 19.11.2021 N 07-04-05/14-28375). Следовательно, в отсутствие подписанного заказчиком документа о приемке у заказчика отсутствует возможность оплатить работы, выполненные подрядчиком.
Добавим, что приведенные в вопросе обстоятельства не свидетельствуют о наличии в данном случае оснований для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (смотрите ст. 715 ГК РФ). Напомним, что согласно ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. При этом нарушение контрагентом в ходе исполнения контракта норм исключительно Закона N 44-ФЗ не дает заказчику права на односторонний отказ от исполнения контракта (смотрите также ответы на вопросы 3 и 4 письма Минэкономразвития России от 26.01.2015 N Д28и-128).
Судебной практики по аналогичным обстоятельствам мы не обнаружили.
К сведению:
В целях информационного обеспечения контрактной системы в ЕИС ведется реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – РНП) в соответствии со ст. 104 Закона N 44-ФЗ. Согласно ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ в РНП включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках, подрядчиках, исполнителях, не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Вместе с тем Закон N 44-ФЗ не предусматривает присвоение контрагентам рейтингов.
источник ГАРАНТ.РУ