Лекарственные препараты (пп. «г» п. 2 ст. 24 Закона № 44-ФЗ (по решению ВК)) закупаются запросом котировок по конкретному пациенту (конкретное торговое наименование). Можно ли не делать отдельную процедуру под каждого пациента? А объединить в одну процедуру (скажем, 10 пациентов) с подкреплением решений ВК по каждому пациенту (к извещению и контракту). Пример: 10 пациентов (каждому назначена «хумира»). Решения ВК на каждого есть. Можно ли вместо 10 запросов котировок провести 1 запрос? Нужно законодательное объяснение.
Ответ:
В соответствии с пп. «г» п. 2 ч. 10 ст. 24 Закона № 44-ФЗ заказчик вправе проводить в соответствии с настоящим Федеральным законом электронный запрос котировок независимо от начальной (максимальной) цены контракта и годового объема закупок, предусмотренных п. 1 настоящей части, в случае осуществления закупок лекарственных препаратов, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале принятых на заседании врачебной комиссии решений. Количество закупаемых лекарственных препаратов не должно превышать количество лекарственных препаратов, необходимых пациенту в течение срока лечения.
Отмечу, что Закон № 360-ФЗ от 2 июля 2021 года исключил из положений Закона № 44-ФЗ (в действующей редакции) слова о том, что «при осуществлении закупок в соответствии с настоящим пунктом предметом одного контракта не могут являться лекарственные препараты, необходимые для назначения двум и более пациентам».
Данное обстоятельство может свидетельствовать об отсутствии в действующей редакции нормы пп. «г» п. 2 ч. 10 ст. 24 Закона № 44-ФЗ ограничений по объединению в одну закупку лекарств, необходимых для лечения различных пациентов.
Однако рассматриваемая норма содержит количественные ограничения закупаемых товаров: «количество закупаемых лекарственных препаратов не должно превышать количество лекарственных препаратов, необходимых пациенту (ед. число. – Прим. авт.) в течение срока лечения». Может быть интерпретировано, что количество закупаемых лекарственных препаратов не может превышать указанное в решении врачебной комиссии для лечения конкретного пациента.
Следовательно, при буквальном истолковании данной нормы контролирующие органы могут прийти к выводу о незаконности объединения в одну закупку лекарственных препаратов, необходимых для лечения нескольких пациентов. Разъяснений данного вопроса от регулятора обнаружить не удалось.
При этом следует учитывать следующее. Данная норма устанавливает право заказчика на проведение закупки лекарственных препаратов для медицинского применения по решению врачебной комиссии, а не обязанность. В связи с чем заказчик вправе осуществить закупку таких лекарственных препаратов по торговому наименованию иным способом определения поставщика, к примеру, электронным аукционом. В случае проведения электронного аукциона отсутствуют ограничения по за купаемому количеству лекарственных препаратов, что позволяет провести не 10, а всего одну закупку. Относительно положений п. 6 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ о том, что заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пп. «г» п. 2 ч. 10 ст. 24 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств, отмечу следующее.
Согласно п. 1 и 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 года) нарушением положений ст. 33 Закона № 44-ФЗ признается лишь включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара. По общему правилу указание заказчиком особых характеристик объекта закупки, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики его использования, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки. В связи с чем отсутствие прямого указания на допустимость включения торгового наименования лекарственного препарата в описание объекта закупки при проведении электронного аукциона не равноценно прямому запрету таких действий. Аналогичные выводы сделаны в постановлении ФАС Поволжского округа от 9 декабря 2021 года по делу № А72-3210/2021.
Суд признал правомерным осуществление одной закупки электронным аукционом для 462 пациентов по решениям врачебной комиссии вместо проведения 462 процедур определения поставщика.
Григорий Александров, эксперт по закупкам в сфере здравоохранения. Журнал «Контрактные отношения», выпуск 6 (1/2023)