Организация объявила аукцион – оказание услуг по организации выезда команд и установила единые требования (туроператор). Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся объектом закупки (пункт 1 часть 1 статья 31 Закона): на основании главы 2 статьи 4.1. Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ Об основах туристской деятельности в Российской Федерации участником закупки должна быть организация, занимающаяся туроператорской деятельностью, и соответствовать требованиям статей 4.1. и 4.2. Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ. Сведения об участнике должны быть включены в единый федеральный реестр туроператоров. На основании главы 2 статьи 4.2. Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ: сведения об участнике закупки должны содержаться в едином федеральном реестре туроператоров: реестровый номер, полное наименование, сокращенное наименование, адрес, место нахождения, адрес официального сайта в сети “Интернет“, ИНН, ОГРН, общий размер финансового обеспечения (способ финансового обеспечения: договор страхования гражданской ответственности туроператора за неисполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта или банковские гарантии). Участник, который выиграл, не зарегистрирован в данном реестре, соответственно, он был отклонен. Он хочет подать жалобу о том, что его не имели права ограничивать туроператорством, так как оказание услуг по коду ОКПД 2: 93.19.19.000 “Услуги в области спорта и отдыха прочие” не относится к туроператорской деятельности и соответственно, не требует внесения сведений об исполнителе в Единый федеральный реестр туроператоров. Так ли это?
К сожалению, мы не можем однозначно ответить на данный вопрос. Объясним почему.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) при осуществлении закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – закупка) заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, перечисленные в этой норме. К этим требованиям относится, в частности, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ, к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ). Информация об установленных требованиях указывается заказчиком в извещении и документации о закупке (ч. 5 ст. 31 Закона N 44-ФЗ). Указанные требования предъявляются в равной мере ко всем участникам (ч. 7 ст. 31 Закона N 44-ФЗ).
Под требованием, указанным в п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, в первую очередь понимается предусмотренная законом на основании п. 1 ст. 49 ГК РФ необходимость для осуществления того или иного вида деятельности наличия лицензии, или участия в саморегулируемой организации (далее – СРО), или наличия выданного СРО свидетельства о допуске к определенному виду работ и пр. (см., например, п.п. 5 и 6 письма Минэкономразвития России от 19.08.2014 N Д28И-1616, п. 82 письма Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889, письмо Минэкономразвития России от 31.12.2014 N Д28и-2877, п. 2 письма ФАС России от 17.04.2014 N АД/15078/14, см. также Энциклопедия решений. Требование к участнику закупки по Закону N 44-ФЗ о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством.
В связи с чем отметим, что согласно части восьмой ст. 4.1 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации” (далее – Закон N 132-ФЗ) запрещается осуществление туроператорской деятельности юридическим лицом, сведения о котором отсутствуют в едином федеральном реестре туроператоров (далее – реестр туроператоров), а также осуществление туроператором туроператорской деятельности в определенной сфере туризма (въездной туризм, выездной туризм, внутренний туризм), сведения о которой в отношении такого туроператора отсутствуют в реестре туроператоров.
Как следует из абзаца первого ст. 1 Закона N 132-ФЗ, под туризмом понимаются временные выезды (путешествия) граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания.
В соответствии с абзацем четырнадцатым ст. 1 Закона N 132-ФЗ под туроператорской деятельностью понимается деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (туроператором).
При этом, как определено абзацем тринадцатым той же статьи, туристским продуктом является комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.
Абзацем семнадцатым ст. 1 Закона N 132-ФЗ предусмотрено, что формирование туристского продукта представляет собой деятельность туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и другие).
Как показывает практика, при решении вопроса о правомерности установления требования о наличии сведений об исполнителе в едином федеральном реестре туроператоров, значение имеет перечень услуг/работ, составляющих объект закупки, а именно, являются ли такие услуги туристским продуктом.
Так, например, считается неправомерным установление подобного требования, когда в перечень услуг не входит размещение потребителей услуг (смотрите решение УФАС по Москве от 19.08.2021 N 077/06/106-14537/2021), либо если объектом закупки является оказание услуг летнего оздоровительного лагеря (смотрите решение УФАС по Ленинградской области от 29.04.2019 N Р/03/382).
При этом установление подобного требования считается правомерным при осуществлении закупки услуг по организации и проведению экскурсионных поездок культурно-просветительского характера (смотрите решение УФАС по Воронежской области от 06.04.2020 N 036/06/31-359/2020), а также услуг по организации оздоровительной работы со студентами в лечебно-профилактических учреждениях, включающих организацию перевозки студентов до места проведения мероприятий и обратно, а также организацию проживания в месте проведения мероприятия (смотрите решение УФАС по Москве от 31.07.2017 N 2-57-8756/77-17).
При этом при осуществлении закупки услуг по обеспечению участия школьников в соревнованиях за пределами муниципального образования и субъекта РФ с условием оказания комплекса услуг по организации питания, проживания и проезда, контролирующие органы проходят к выводу, что объект закупки является туристским продуктом (смотрите решение УФАС по Санкт-Петербургу от 25.12.2018 N 44-6564/18).
Таким образом, в приведенной ситуации установление требования о наличии сведений об исполнителе в едином федеральном реестре туроператоров может считаться правомерным, только если объектом закупки является оказание комплекса услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта. Отметим, что существенные условия такого договора определены ст. 10 Закона N 132-ФЗ. При этом, как показывает практика, наименование объекта закупки, равно как и выбор заказчиком конкретного кода ОКПД при осуществлении данной закупки, решающего значения не имеет.
В связи с чем отметим, что правовой анализ договоров и иных документов не осуществляется в рамках Правового консалтинга, поэтому установить в рассматриваемом случае правовую природу договора и квалифицировать контракт в качестве договора о реализации туристского продукта мы не можем. Данный вопрос должен решаться заказчиком самостоятельно.
Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Верхова Надежда