О предоставлении сведений в СФР по госконтракту (договору) с физлицом

О предоставлении сведений в СФР по госконтракту (договору) с физлицом

Бюджетное учреждение заключает контракты на оказание услуг в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе (44-ФЗ). Является ли данный контракт договором гражданско-правового характера? Нужно ли при его заключении/расторжении подавать сведения в СФР? Что указать в основании (наименование документа): договор или контракт?

Рассмотрев вопрос, эксперты пришли к следующему выводу:

Все контракты, регулируемые Законом N 44-ФЗ, являются гражданско-правовыми договорами.

Соответственно, в случае заключения и (или) прекращения контракта на оказание услуг с физическим лицом, на вознаграждение по которому начисляются страховые взносы, учреждение обязано представить соответствующие сведения в СФР не позднее рабочего дня, следующего за таким событием.

При этом в подразделе “Основание” в графе 8 “Наименование документа” указывается фактическое наименование заключенного договора.

Обоснование вывода:

Из п. 3 ч. 1 ст. 1пп. 88.1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) прямо следует, что контракт, регулируемый этим Законом, является гражданско-правовым договором, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), заключаемым от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования государственным или муниципальным заказчиком, а также бюджетными учреждениями, унитарными предприятиями либо иным юридическим лицом в соответствии с чч. 12.144.14.3 и 5 ст. 15 Закона N 44-ФЗ. При этом из “контрактов” дополнительно выделяется государственный, муниципальный контракт – договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта РФ (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд (п. 8 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).

В этой связи заметим, что во второй части Гражданского кодекса РФ изначально выделялись государственные и муниципальные контракты на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (параграф 4 главы 30 ГК РФ) и на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (параграф 5 главы 37 ГК РФ) как виды гражданско-правовых договоров купли-продажи и подряда соответственно (смотрите п. 5 ст. 454 и п. 2 ст. 525п. 2 ст. 702 и п. 1 ст. 763 ГК РФ). Квалифицирующим признаком их выделения является выступление в качестве одной из сторон – покупателя или заказчика – государственного или муниципального заказчика (ст. 526п. 2 ст. 763 и ст. 764 ГК РФ). В п. 8 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ понятие “государственный, муниципальный контракт” фактически расширяется по сравнению со значением, употребляемым в Гражданском кодексе РФ, в отношении всех договоров, заключаемых государственными и муниципальными заказчиками. Понятие же “контракт” включает в себя и договоры, заключаемые в соответствии с Законом N 44-ФЗ бюджетными учреждениями, унитарными предприятиями, которые государственными, муниципальными заказчиками не являются (смотрите пп. 567 и 8.1 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ).

Как видим, выделение “контракта” из числа прочих гражданско-правовых договоров является чисто терминологическим и вводится в Законе N 44-ФЗ в целях удобства регулирования. Наименование документа договором или контрактом не имеет юридического значения (смотрите также ответ на вопрос N 81 приложения к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889)*(1).

Представление сведений в СФР

С 2023 года в силу подп. 5 п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования” (в редакции Федерального закона от 14.07.2022 N 237-ФЗ, далее – Закон N 27-ФЗ) у всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возникает обязанность сдавать в Социальный фонд России (СФР)*(2) по месту своего учета сведения, содержащие дату заключения, дату прекращения и иные реквизиты договора гражданско-правового характера о выполнении работ (об оказании услуг), на вознаграждение по которым в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах начисляются страховые взносы, и периоды выполнения работ (оказания услуг) по таким договорам.

Сведения о заключении и (или) прекращении договора представляются не позднее рабочего дня, следующего за таким событием (п. 6 ст. 11 Закона N 27-ФЗ).

Единая форма сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета и сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ЕФС-1) утверждена постановлением Правления ПФР от 31.10.2022 N 245п. Этим же постановлением утвержден Порядок заполнения формы (далее – Порядок заполнения).

Для отражения сведений о договоре, о деятельности, осуществляемой в рамках заключенного договора ГПХ, предусмотрен отдельный подраздел 1.1 подраздела 1 “Сведения о трудовой (иной) деятельности” (п. 1.5 Порядка заполнения).

В подразделе “Основание” в графе 8 “Наименование документа” указывается наименование договора ГПХ (п. 4.9 Порядка заполнения).

Учитывая, что каких-либо специальных требований или регулируемого перечня наименований договоров ГПХ Порядок заполнения не содержит, в графе 8 “Наименование документа” необходимо указывать фактическое наименование заключенного с застрахованным лицом договора: контракт или договор.

Ответ подготовил: Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Цориева Зара 

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...