Новое единое требование к участникам закупок – усиление деофшоризации
В требованиях к участнику новая редакция Закона № 44-ФЗ предусматривает усиление механизмов деофшоризации. Согласно п.10) ч. 1 ст. 31 новой редакции Закона № 44-ФЗ заказчик обязать установить требование, в соответствии с которыми участником госзакупки не может быть корпоративное юрлицо, в составе участников (или выгодоприобретателей) которого присутствует офшорная компания, прямо или косвенно владеющая 10% и более юридического лица. Данная поправка не предполагает переходного периода для участников.
Требование изложено следующим образом:
«10) участник закупки не является офшорной компанией, не имеет в составе участников (членов) корпоративного юридического лица или в составе учредителей унитарного юридического лица офшорной компании, а также не имеет офшорных компаний в числе лиц, владеющих напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества…»
Вышеуказанное единое требование будет включено в полном объеме в состав декларации соответствия участника требованиям ст. 31 Закона № 44-ФЗ, направляемой с использованием функционала ЭТП при подаче заявки на участие в закупке в электронной форме. Подписывая заявку квалифицированной электронной подписью, участник подтверждает достоверность всех указанных в ней данных и несет полную ответственность перед заказчиком в рамках законодательства о контрактной системе и смежных нормативно-правовых актах.
При несоблюдении вышеуказанного требования участнику грозит отклонение заявки на этапе рассмотрения заявок, а в случае, если контракт заключен, то такой контракт подлежит расторжению.
Ранее законодатель неоднократно пояснял, что новое антиофшорное требование введено и необходимо для реализации национального плана противодействия коррупции, предусматривающего установление запрета на осуществление закупок у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), учредители (участники) и (или) контролирующие лица которых зарегистрированы в офшорных зонах. В целях исключения рисков по отсутствию возможности прослеживаемости уплаты налогов, а также сокрытия доходов российских организаций, принадлежащих офшорным компаниям.
Универсальная предквалификация – отсеивание неопытных участников в крупных закупках
Данный механизм будет применяться к конкурентным закупкам с НМЦК равной 20 млн. руб. и более с 1 января 2022 года согласно ч. 2.1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ.
Участнику необходимо будет подтвердить опыт добросовестного исполнения обязательств по контракту в рамках 44-ФЗ, либо договору по 223-ФЗ за 3 года до подачи заявки на участие в закупочной процедуре без применения штрафных санкций. При этом ограничения по предмету закупки законодателем не устанавливаются. НО установлено требование о минимальной стоимости исполненных обязательств – 20% НМЦК. Предусмотрено исключение в части неприменении данного механизма – в случае, если Правительством РФ будут установлены дополнительные требования к участникам закупки.
Также механизм будет учитываться при обжаловании закупочных процедур и их результатов, что должно снизить интерес профессиональных жалобщиков к затягиваю процесса закупки.
Оптимальное закрытие потребности заказчика добросовестными поставщиками, при этом за наименьшие деньги. Еще один механизм для эффективного расходования денежных средств и минимизирования рисков неисполнения обязательств по контрактам.
Дополнительные требования к участникам закупок по ПП РФ № 99 полностью меняются с 1 января 2022 года
Оптимизированы и структурированы дополнительные требования к участникам закупок в привязке к определенной сфере, например, регламентация установлена по сферам культуры и культурного наследия, обороны и безопасности государства, использования атомной энергии, здравоохранения, образования, науки и т.д.
В рамках каждого раздела установлен исчерпывающий перечень объектов закупки и обязанность установления определенных требований к участникам. Подтверждать соответствие дополнительным требованиям необходимо будет участникам путем предоставления соответствующий сведений и документов.
Участникам важно учитывать, что:
- опыт будет подтверждаться исключительно контрактами по 44-ФЗ, договорами по 223-ФЗ;
- предусмотрена регламентация порога по НМЦК для обязательного установления заказчиками дополнительных требований в составе извещения о закупке;
- факт исполнения будет засчитываться по суммам, указанным в приемочных документах (актах).
Предполагается, что оптимизационный пакет поправок позволит сократить сроки проведения закупочных процедур, снизить количество недобросовестных участников и увеличить качество при исполнении контрактов.
etpgpb.ru