В феврале с.г. состоялись публичные обсуждения правоприменительной практики Новгородского УФАС России за 2022 год.
В ходе проведения публичных обсуждений и по их итогам поступило большое количество вопросов по применению законодательства в сфере государственных и муниципальных закупок (Закон № 44-ФЗ) и закупок отдельными видами юридических лиц (Закон № 223-ФЗ). Сотрудники Управления проанализировали поступившие вопросы и подготовили ответы:
Вопрос: Можно ли изменить условия контракта, заключенного на срок менее 1 года, по п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона 44-ФЗ или же в данный контракт, который заключен на срок менее 1 года, можно внести изменения только по основаниям Постановления Правительства Российской Федерации от 9 августа 2021 г. N 1315 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации (далее – Постановление N 1315)?
Ответ: Согласно письму Минфина России от 12.04.2022 N 24-01-07/31697 изменение на основании части 70 статьи 112 Закона N 44-ФЗ условий контракта, заключенного на срок менее одного года и предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия на основании возможно осуществить исключительно при условии соблюдения ограничений, предусмотренных пунктом 8 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ, и положений Постановления N 1315.
Новгородское УФАС России считает необходимым придерживаться позиции, изложенной в указанном письме Минфина России.
Вопрос: Необходимо ли заказчику в контракте с единственным поставщиком, заключенному в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ, устанавливать характеристику «Доля вторичного сырья» в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2022 г. № 1224 «Об особенностях описания отдельных видов товаров, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при закупках которых предъявляются экологические требования» (далее – Постановление № 1224)?
Ответ: Согласно Письмо Минфина России от 07.02.2023 N 24-06-06/9756 Постановлением N 1224 установлена обязанность заказчика при описании закупаемого товара указания необходимой доли вторичного сырья, использованного при его производстве. При этом, учитывая, что требования к размеру доли не предусмотрены, заказчик самостоятельно устанавливает такую долю при описании объекта закупки в извещении об осуществлении закупки.
С учетом указанной позиции Минфина России и учитывая, что Законом 44-ФЗ не предусмотрено размещение извещения о закупке с единственным поставщиком, в том числе в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ, Постановление N 1224 применяется заказчиками при проведении конкурентных процедур отбора поставщика.
Вопрос: Подлежит ли отклонению заявка на участие в закупке с применением Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 № 2571 «О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд…» (далее – Постановление № 2571), если в составе такой заявки отсутствуют исполненный договор и акт приемки поставленных товаров, подтверждающий цену поставленных товаров, по пункту 33 Постановления № 2571 «Услуги общественного питания и (или) поставка пищевых продуктов…», однако указан номер реестровой записи исполненного контракта.
Ответ: Такая заявка отклонению не подлежит, поскольку абзацем восьмым подпункта «б» пункта 3 Постановления N 2571 установлено, что, если предусмотренные приложением к графе «Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям» документы и информация о таких документах содержатся в открытых и общедоступных государственных реестрах, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в том числе ведение которых осуществляется в единой информационной системе в сфере закупок (далее – единая информационная система) с размещением на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет таких документов, вместо направления таких документов участник закупки вправе направить в соответствии с Законом N 44-ФЗ номер реестровой записи из соответствующего реестра.
Вопрос: Нужно ли устанавливать требование к участникам закупок (по Закону № 44-ФЗ) в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 03.05.2022 № 252 «О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2022 № 851 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 03.05.2022 г. № 252» (далее – Указ № 252). Участник закупки не должен являться юридическим или физическим лицом, в отношении которого применяются специальные экономические меры, предусмотренные подпунктом «а» пункта 2 Указа Президента РФ от 03.05.2022 г. № 252, либо являться организацией, находящейся под контролем таких лиц.
Ответ: В письме Минфина России от 20.07.2022 N 24-01-06/69926 относительно применения Указа № 252 в отношении закупок по Закону N 44-ФЗ указано следующее.
Частью 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ предусмотрено обязательное установление заказчиком в числе единых требований к участникам закупки указанного в пункте 11 данной части требования об отсутствии у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
При этом нормами Закона N 44-ФЗ не предусмотрена обязательность указания в составе извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) конкретного нормативного правового акта, которым установлено ограничение для участия в закупках и (или) перечень лиц, в отношении которых установлены такие ограничения.
Выявление несоответствия участника закупки требованию, установленному в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, на этапе рассмотрения заявок на участие в закупке, заключения контракта или его исполнения влечет в силу положений Закона N 44-ФЗ соответственно отклонение заявки такого участника, отстранение такого участника от заключения контракта, отказ от заключения с ним контракта, расторжение контракта.
Новгородское УФАС России считает необходимым придерживаться позиции, изложенной в указанном письме Минфина России.
Вопрос: Правомерно ли устанавливать требование, предъявляемое к участнику запроса котировок в электронной форме по Закону № 223-ФЗ, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, предметом которого является ремонт трансформаторных подстанций, кровли зданий, отделка стен и пр., о предоставлении в составе заявки сметы для обоснования предлагаемой цены договора?
Ответ: Позиция ФАС России и судебная практика (Постановление 9ААС от 18.10.2022 № А40-48345/22, Решение Арбитражного суда города Москвы от 24.11.2022 № А40-91614/22) подтверждают неправомерность отклонения заявки участника закупки по Закону № 223-ФЗ ввиду не осуществления участником дополнительных расчетов цены договора.
Вопросы:
- Допускается ли указание в контракте условия о том, что при приемке, предусматривается возможность поставки товара с показателями, имеющих отклонения от значений указанных в спецификации (например, ± 1 см);
- На каком этапе (первая, вторая и тд. поставки) предоставляется обеспечение гарантийных обязательств в случае, если в контракте предусмотрены этапы исполнения контракта?
- Заказчиком получено 3 коммерческих предложения для расчета начальной максимальной цены контракта (далее – НМЦК). При рассмотрении только этих коммерческих предложений на аффилированность – не выявлена. Обязан ли заказчик проверять наличие аффилированности у всех физических лиц этих коммерческих предложений в иных организациях, где они могут быть связаны между собой? (Например, в первом коммерческом предложении директор Иванов И.И., во втором коммерческом предложении директор Петров И.И., соответственно признаки аффилированности отсутствуют. Но в свою очередь Иванов И.И. и Петров И.И. аффилированы в иной организации, которая при расчете НМЦК не используется).
Ответы:
- В силу подп. «д» п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона № 44-ФЗ системе контракт по итогам закупки заключается путем включения в проект контракта информации о характеристиках поставляемого товара из заявки участника закупки. Заказчик не вправе при заключении контракта изменять предложенные участником параметры товара, в том числе через условия его приемки. Возможность погрешности в габаритных размерах товара должна быть изначально прописана в извещении (в описании объекта закупки) и проекте контракта.
2-3. Вопросы исполнения контракта (включая предъявление требований по обеспечению гарантийных обязательств) и обоснования НМЦК не относятся к полномочиям ФАС России и его территориальных органов по контролю в сфере контрактной системы (п. 3, 5 ч. 8 ст. 99 Закона № 44-ФЗ). Для получения соответствующих разъяснений необходимо обращается в органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Ответ: Согласно пункту 8 части 12 статьи 48 Закона № 44-ФЗ комиссия по осуществлению закупок отклоняет участника за недостоверную информацию, которая содержится в заявке на участие в закупке (при предоставлении недостоверных сведений о товаре). Каким образом комиссия может выявить недостоверность о товаре (если заявка участника соответствует) и какие документы могут это подтвердить.
Ответ: Положения Закона 44-ФЗ не содержат норм относительно порядка установления наличия в заявке участника закупки недостоверной информации, а также надлежащих источников получения данных для вывода о недостоверности.
Вместе с тем, при решении вопроса о наличии в заявке недостоверной информации, комиссии по закупкам необходимо исходить из необходимости получения сведений из официальных источников информации (государственных информационных ресурсов, официальных реестров, перечней, которые ведутся органами власти и местного самоуправления) либо юридически значимых документов уполномоченных лиц (официальные письма, сертификаты, сообщения производителя товара; ответы органов власти и местного самоуправления на запросы заказчика и т.п.).
При этом ориентироваться исключительно на данные размещенные на сайтах производителей или поставщиков товара в сети «Интернет» будет опрометчиво, поскольку официальными источниками информации такие сайты не являются и характеристики товара, указанные на таких сайтах на момент рассмотрения заявки и заключения контракта могут быть уже не актуальны и изменены без предварительного уведомления потенциальных покупателей.
Вопросы:
Ответы:
- В силу ч. 5 ст. 3 Закона № 223-ФЗ участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, за исключением физического лица, являющегося иностранным агентом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 года N 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием».
Исключений из возможности участия в закупке «коллективных участников» Закон № 223-ФЗ не содержит.
- Согласно письму ФАС России от 23.09.2022 № 28/88423/22 Федеральным законом от 16.04.2022 N 104-ФЗ внесены изменения в Закон № 223-ФЗ в части установления возможности заказчика в описании предмета закупки указывать наименование страны происхождения товара. Указанные изменения вступили в силу с 01.07.2022.
Новгородское УФАС России полагает, что для целей соблюдения Постановления Правительства РФ от 03.12.2020 N 2013 «О минимальной доле закупок товаров российского происхождения» допустимо использовать вышеуказанные изменения Закона № 223-ФЗ в части описания объекта закупки.
- Новгородским УФАС России до настоящего времени не устанавливалось фактов нарушения заказчиками Новгородской области Постановления Правительства РФ от 06.03.2022 N 301 «Об основаниях неразмещения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд сведений о закупках товаров, работ, услуг, информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми заключены договоры».