Установленное заказчиком условие о том, что участником торгов может быть только индивидуальный предприниматель или юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а, следовательно, условие о том, что самозанятые не вправе принимать участие в аукционе, прямо противоречит требованиям части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, в соответствии с которыми при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Закон N 422-ФЗ не содержит запрета на привлечение налогоплательщиком налога на профессиональный доход лиц, не состоящих с ним в трудовых отношениях, в том числе по договору подряда.
Самозанятый гражданин не вправе выступать в качестве работодателя по отношению к другим лицам и заключать с ними трудовые договоры. Однако законодательно не установлен запрет на привлечение самозанятыми третьих лиц (субподрядчиков) при выполнении работ или оказании услуг, соответственно ничто не мешает самозанятому нанять подрядчика, нанять рабочего (рабочих).
Аналогичная позиция отражена в п. 3 Письма ФНС России от 12.10.2020 N АБ-4-20/16632@, согласно которому Закон N 422-ФЗ не содержит запрета на привлечение налогоплательщиком налога на профессиональный доход лиц, не состоящих с ним в трудовых отношениях, в том числе по договору подряда.
Кроме того, самозанятые также могут участвовать в закупках, проводимых в соответствии с Законом о контрактной системе (44ФЗ) и Законом о закупках (223ФЗ).
Согласно сведениям, размещенным на официальном сайте https://npd.nalog.ru/check-status/ заявитель <…> – [физическое лицо] является плательщиком налога на профессиональный доход.
Вместе с тем, указанное обстоятельство не означает что участник не способен оказывать услуги по прокату и продаже спортивного инвентаря и снаряжения, самозанятый при выполнении работ или оказании услуг может привлекать третьих лиц, что не запрещено действующим законодательством.
Действия организатора торгов по отклонению заявки заявителя не соответствуют требованиям действующего законодательства и приводят к ограничению конкуренции.
Документ: Решение Татарстанского УФАС от 16 июня 2021 года