Когда закупают продукты питания, сложности возникают как у заказчика, так и у поставщика. Постановление Правительства №832 ограничивает такие закупки в пользу товаров из ЕАЭС. Рассмотрим его подробнее.
Ограничения и условия допуска
Заказчик отклоняет все заявки с иностранным товаром, если подано не менее двух заявок, которые соответствуют требованиям закупки. Продукты питания должны быть из ЕАЭС и иметь разных производителей.
Но на правиле «третий лишний» ограничения не заканчиваются, так как продукты питания могут входить в перечень товаров из Приказа №126н. Если среди тех заявок, которые допустили и играли, есть хотя бы одна с товаром из ЕАЭС и одна с иностранной продукцией, то закупка проходит по правилам из Приказа.
Применение постановления или приказа зависит от ОКПД2 или КТРУ, который заказчик использует при описании объекта закупки.
Например, ОКПД2 10.20.11.110 входит в перечни обоих правовых актов.
ПП РФ №832:
Приказ №126н:
Когда применяется
В любых конкурентных процедурах, которые состоялись.
ФАС не рекомендует объединять в один контракт товары из Перечня ПП РФ №832 и не включенных в него. Решение ФАС России от 25.05.2020 № 20/44/105/942.
Когда не применяется
Если продукты питания закупаются заказчиками на территории иностранного государства, чтобы обеспечить свою деятельность.
Как подтвердить страну происхождения
Страна происхождения товара, который включили в перечень ПП РФ №832, подтверждается декларациями:
- страны происхождения товара по общероссийскому классификатору,
- производителя товара.
Можно ли заменить товар и производителя
Если при выборе победителя применили правило «Третий лишний», то во время исполнения контракта нельзя:
- поставить товар не из ЕАЭС,
- заменить производителя на того, кого предлагали в отклоненных заявках.
Если с заменой товара все понятно, то с заменой производителя возникают вопросы. Разберем наглядно, как он применяется на практике.
Способ отбора — аукцион, НМЦК 100 руб. Объект закупки — рыба свежая.
Пояснения:
- №1 отклоняется по вторым частям, потому что применяется ПП РФ №832: две заявки из ЕАЭС, разные производители,
- №3 побеждает, так как его заявка соответствует ПП РФ №832, и он предложил самую низкую цену,
- во время исполнения контракта победитель закупки может заменить на «любого» производителя, кроме «ОУШН ФИШ», например, на «ИНТЕР А.К.В.А».
Нужно ли указывать производителя для каждого товара в заявке
Поставщик указывает в заявке производителя для каждой позиции товара, даже если это один и тот же производитель.
В какой части заявки нужно указать производителя товара
Если у вас проходил электронный аукцион, то документы по ст.14 прикладываются во вторую часть заявки, п.6 ч.5 ст.66.
Практика ФАС
Нужно ли указывать производителя товара в первой части
Суть жалобы
Поставщик считает, что согласно ПП РФ №832 производителя продуктов питания указывают в первой части заявки. Из-за этого комиссия заказчика незаконно допустила ряд участников, хотя должна их была отклонить при рассмотрении первых частей заявок, а не вторых.
Пояснения заказчика
В документации и извещении был установлен нацрежим — ПП РФ №832. В аукционе участвовало четыре заявки. В двух заявках участники указали страну происхождения и разных производителей. Участников, которые не указали производителя, отклонили.
Что решила ФАС
Первая часть заявки на аукционе регулируется пп. Б п.1 ч.3 ст.66 44-ФЗ. При закупке товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении работ, оказании услуг не подлежат изменению по результатам проведения закупки:
- страна происхождения товара,
- конкретные показатели товара и указание на товарный знак, при наличии,
- согласие участника на поставку ТРУ.
На аукцион подали пять заявок. Все участники в первой части указали страну происхождения — Россия. Два участника еще указали производителя товара — заявки №4 и №5. Допустили всех по первым частям заявок, согласно протоколу №1.
В аукционе участвовали четыре участника. При рассмотрении вторых частей заказчик руководствовался п.6 ч.5 ст.66 44-ФЗ, ПП РФ №832 и отклонил заявки №1 и №3, из-за отсутствия производителя.
Доводы поставщика не подтвердились. Комиссия заказчика правомерно допустила участников по первым частям заявок и отклонила по вторым частям. Жалобу признали необоснованной.
Мнение наших экспертов
Рекомендуем руководствоваться прежде всего 44-ФЗ и прикладывать документы по ст.14:
- в закупке у единственного поставщика — перед подписанием контракта.
- в электронном аукционе во второй части, п.6 ч.5 ст.66.
- в открытом конкурсе в электронной форме — во второй части, п.5 ч.6 ст.54.4
- в запросе котировок, запросе предложений в электронной форме — в составе заявки п.4 ч.5 ст.82.1, п.5 ч.9 ст.83.1.
Екатерина Кондратьева эксперт Контур.Закупок
Добрый день!
Прошу уточнить: если в запросе котировок по 44-ФЗ, были установлены ограничения по 832 ПП и 126 приказу.
В заявке обязательно должны быть прописаны производители или достаточно указать страну происхождения РФ, что бы заявку допустили и признали победителем???
Достаточно страны происхождения
а как же 832 ПП, в котором прописано, что нужно указать производителя???
Если Вы сами производитель достаточно страны происхождения, отклонить заявку не должны
Ограничиваются поставки продукции из перечня, закрепленного в ПП РФ № 832. Исключение — продукты, поставляемые из стран Евразийского экономического союза (п. 2 ПП РФ № 832).
Ограничения применяются по общим правилам: участники декларируют страну происхождения и изготовителя по ОКСМ, заявки с зарубежной продукцией отклоняются («третий лишний»). Условия допуска применяются, если продукты есть в перечне № 1 к приказу № 126н и заявки с иностранным предложением не отклонены.
так как все таки правильно???
Запрос котировок по 44-Фз.
Есть 4 участника, 2 указали в заявках страну РФ и производителя, 2 указали только страну РФ.
Всех допускаем и заключаем договор с любым участником у кого цена ниже, даже если участник не указал производителя?
по нашему мнению, если все 4 заявки РФ допускать всех …