В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ бюджетным учреждением был заключен на бумажном носителе контракт на поставку товара. В связи с допущенными контрагентом нарушениями заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Указанное решение было направлено на адрес электронной почты контрагента. Ответа на данное решение со стороны контрагента не было получено, однако на электронную почту заказчика пришло уведомление об успешной доставке письма.
Может ли в данном случае заказчик в соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ считать расторгнутым указанный контракт через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта?
Согласно ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Порядок действий заказчика, желающего отказаться от исполнения контракта в одностороннем внесудебном порядке, предусмотрен чч. 10-14.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Соблюдать его заказчик обязан (смотрите письмо Минэкономразвития России и ФАС России от 18.02.2016 NN 324-ЕЕ/Д28и, АЦ/9777/16).
В частности, ч. 12.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ установлен порядок направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, заключенного в том числе по результатам закупок у единственного контрагента, предусмотренных ст. 93 Закона N 44-ФЗ (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). Так, в силу ч. 12.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ в указанных в данной норме случаях решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта передается лицу, имеющему право действовать от имени контрагента, лично под расписку или направляется контрагенту с соблюдением требований законодательства РФ о государственной тайне по адресу контрагента, указанному в контракте.
Датой такого надлежащего уведомления в данном случае считается:
– дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени контрагента, в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (при передаче такого решения лицу, имеющему право действовать от имени контрагента, лично под расписку) (п. 1 ч. 12.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ);
– дата получения заказчиком подтверждения о вручении контрагенту заказного письма либо дата получения заказчиком информации об отсутствии контрагента по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (при направлении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом) (п. 2 ч. 12.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ).
Выполнение заказчиком требований ч. 12.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ считается надлежащим уведомлением контрагента об одностороннем отказе от исполнения контракта.
При этом в силу ч. 13 ст. 95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком контрагента об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Как видим, Законом N 44-ФЗ прямо не предусмотрена возможность уведомления контрагента об одностороннем отказе от исполнения контракта посредством направления соответствующего решения заказчика исключительно по электронное почте. Поэтому мы не можем исключить возможности применения судом формального подхода при решении вопроса о наличии надлежащего уведомления контрагента в описанном в вопросе случае, исключающего вывод о надлежащем уведомлении контрагента о принятом заказчиком решении (смотрите решение АС Алтайского края от 7 декабря 2022 г. по делу N А03-9601/2022).
Вместе с тем, как указано в п. 16 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом ВС РФ 28.06.2017, применительно к ранее действовавшей ч. 12 ст. 95 Закона N 44-ФЗ несовершение заказчиком всех действий, предусмотренных Законом N 44-ФЗ, не свидетельствует об отсутствии надлежащего уведомления, если доказано, что уведомление об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта доставлено контрагенту. Иными словами, по смыслу положений чч. 12.1-12.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ для возникновения гражданско-правовых последствий в виде расторжения контракта достаточно доставки исполнителю уведомления заказчика об отказе от исполнения договора с использованием любого средства связи и доставки, если доказано, что решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта доставлено контрагенту (смотрите, например, решение Арбитражного суда Хабаровского края от 27 сентября 2022 г. по делу N А73-13362/2022). При этом, как показывает правоприменительная практика, уведомление контрагента об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта, заключенного без проведения электронных процедур, посредством электронной почты может являться достаточным в целях расторжения контракта при наличии доказательств доставки контрагенту соответствующего электронного письма (смотрите, например, постановление Девятого ААС от 31 августа 2023 г. N 09АП-45373/23 по делу N А40-27993/2023, решение АС г. Москвы от 15 сентября 2023 г. по делу N А40-97571/2023, решение АС г. Москвы от 23 марта 2023 г. по делу N А40-196254/2022, решение АС г. Москвы от 24 ноября 2022 г. по делу N А40-154156/2022, решение АС г. Москвы от 9 сентября 2022 г. по делу N А40-105227/2022, решение АС Самарской области от 28 декабря 2022 г. по делу N А55-16572/2022).
В заключение подчеркнем, что в случае возникновения спора окончательное решение по этому вопросу может принять только суд с учетом конкретных обстоятельств дела, в том числе формулировок, использованных в контракте.
ответ подготовил: эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ Тимошенко Валерий