Антимонопольные органы, как правило[1], придерживаются позиции, согласно которой заказчик вправе объединить в один лот работы по строительству (реконструкции, капитальному ремонту) и поставку товаров, неразрывно связанных с выполняемыми работами (такими как инженерное оборудование, системы вентиляции, искусственного освещения и т. д.), монтаж которых должен осуществляться во время выполнения работ и которые необходимы для ввода объекта в эксплуатацию. Очевидно, что немонтируемая мебель к числу таких товаров не относится.
Пример
При закупке работ по завершению строительства школы заказчик предусмотрел поставку таких товаров, как стол, музыкальный центр, проектор, шкаф для документов, лазерный принтер, персональный компьютер и т. д.
Правовая оценка УФАС: заказчиком неправомерно объединены в один предмет закупки выполнение работ по ремонту и поставка вышеуказанных товаров, поскольку указанные работы и товары образуют разные товарные рынки, не обладают какими-либо родовыми, однородными признаками, что приводит к необоснованному ограничению количества участников закупки. Действия заказчика нарушают п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона № 44-ФЗ в части ненадлежащего описания объекта закупки и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ[2].
Как известно, до 1 января 2025 г. в силу ч. 63.1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ в случае, если проектной документацией объекта капитального строительства предусмотрено оборудование, необходимое для обеспечения эксплуатации такого объекта, предметом контракта наряду с выполнением работ по строительству, реконструкции и/или капитальному ремонту объекта капитального строительства может являться поставка данного оборудования. Однако и в этом случае контрольные органы не видят оснований для объединения поставки немонтируемых товаров в один объект закупки со строительными работами.
Пример
Выполнение строительных работ и поставка немонтируемой мебели (столов, стульев, диванов, шкафов и т. д.) относятся к различным видам договоров, каждый из которых может быть заключен со своим кругом контрагентов (в частности, поставщикам мебели не требуется членство в СРО). Следовательно, действия заказчика фактически лишают потенциальных поставщиков возможности принять участие в конкурентной процедуре, направленной на закупку немонтируемых товаров, которые не являются необходимыми для обеспечения эксплуатации объекта реконструкции.
При осуществлении строительства «под ключ» заказчик вправе предусмотреть в извещении необходимость поставки и монтажа оборудования, неразрывно связанного с объектом закупки. Однако в данном случае спорные товары не связаны с проведением строительных работ и в принципе технологически и функционально не связаны со строительными работами, поэтому их поставка может и должна осуществляться отдельно[3].
Вышеизложенную позицию поддерживают и суды[4].
Таким образом, при закупке работ по капитальному ремонту поставку немонтируемой мебели целесообразно выделить в отдельную процедуру.
- Разумеется, существуют и исключения, которые лишь подчеркивают это правило: см. решения Челябинского УФАС России от 16.09.2020 № 074/06/105-2114/2020 по делу № 968-ж/2020 (изв. № 0869500001020000007), Бурятского УФАС России от 21.04.2023 № 003/06/33-273/2023 (изв. № 0302100026723000004).
- Решение Московского областного УФАС России от 04.02.2023 по делу № 050/06/105-27865/2023 (изв. № 0148300021223000409).
- Решение Красноярского УФАС России от 08.09.2022 № 024/06/106-2374/2022 (изв. № 0119300068522000005). См. также решение Пермского УФАС России от 17.06.2022 по закупке № 0856300009322000135.
- См. постановления АС Дальневосточного округа от 05.04.2016 по делу № А59-5383/2014, АС Московского округа от 07.12.2017 по делу № А40-30124/2017, Девятого ААС от 17.05.2016 по делу № А40- 200258/15 и др.
Ольга Никитина журнал ПРОГОСЗАКАЗ.РФ