Планируем провести электронный аукцион на оказание услуг по периодическому медицинскому осмотру сотрудников колледжа. Правомерно ли установить требования к удаленности места оказания услуг от места нахождения заказчика (например, не более 50 км)?
Ответ
Да, это правомерно. По мнению Минэкономразвития России, отраженном в письме от 20.02.2017 № Д28и-699, заказчик вправе территориально ограничивать удаленность места оказания услуг, указав границы административного округа (территориального образования), или в километрах. При этом в ведомстве отмечают, что обозначение конкретного места оказания услуг может привести к ограничению конкуренции участников закупки и нарушению требований, Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Чаще всего контрольные органы не усматривают нарушения в требовании к месту оказания услуг в городе по местоположению заказчика, особенно если имеется несколько исполнителей, способных оказать такие услуги на заданной территории. Обращаем ваше внимание, что в случае жалобы заказчику может потребоваться обосновать требование к месту оказания услуг (например, сокращением издержек и т. п.).
Пример
В извещении об электронном аукционе на оказание услуг по диспансеризации госслужащих было указано, что место оказания услуг должно находиться на удалении не более 600 м от здания заказчика (заказчик отметил, что расстояние удаленности места оказания услуг от его здания будет определяться с использованием сервиса «Яндекс.Карты»).
По мнению одного из участников закупки, требование о расположении места оказания услуг в обозначенных пределах не влияет на их качество и ограничивает количество участников закупки. Однако ФАС России признала жалобу необоснованной, согласившись с доводами заказчика, что его требование продиктовано стремлением оптимизировать рабочее время госслужащих, необходимое для прохождения диспансеризации. При этом в ходе аукциона поступило несколько заявок от медицинских организаций, расположение которых соответствует установленным требованиям[1].
Более того, можно даже установить требование об оказании услуг по проведению периодического медицинского осмотра сотрудников заказчика по месту нахождения последнего. Такая возможность появилась с 12 августа 2020 г., когда Положение о лицензировании медицинской деятельности было дополнено следующей формулировкой:
Цитата
Выполнение работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, может осуществляться лицензиатом, в структуре которого организована мобильная медицинская бригада для оказания первичной медицинской помощи населению, проведения профилактического медицинского осмотра, диспансеризации по месту нахождения мобильной медицинской бригады, не указанному в лицензии.
С появлением указанной формулировки требования заказчиков о проведении медицинских осмотров работников мобильной медицинской бригадой исполнителя непосредственно по месту нахождения заказчика стали признаваться правомерными[2].
- Решение Центрального аппарата ФАС России по делу № 28/06/105-102/2023 от 21.03.2023 (изв.№ 0173100013023000002). См. также решение Приморского УФАС по делу № 025/06/49-341/2023 от 27.03.2023 (изв. № 0120300006523000055), решение Алтайского краевого УФАС России от 11.07.2018 по делу № 420/18, решение Московского УФАС по делу № 077/06/106-22649/2021 от 20.12.2021 (изв. № 0373200018821001660).
- См., например, постановление ФАС Уральского округа от 17.09.2021 по делу № А71-12859/2020.
автор статьи: Елена Чернюк, электронный журнал "Прогосзаказ"