Минпромторг РФ планирует в среднесрочной перспективе ужесточить контроль за фактически произведенными закупками российской промпродукции, заявила заместитель директора департамента стратегического развития и корпоративной политики ведомства Надежда Лещенко в ходе межрегиональной конференции “Развиваем контрактную систему в сфере закупок вместе”.
“Есть проблема с мониторингом, прослеживаемостью фактически осуществляемых закупок – прослеживаемость есть только номинально, по реестрам, – сказала Лещенко. – Поэтому есть задача максимально обеспечить мониторинг и контроль за достоверностью сведений, предоставляемых заказчиками”.
Речь идет о том, что механизмы обеспечения национального режима в госзакупках и закупках госкомпаний работают недостаточно эффективно. Под этими инструментами понимаются правительственные постановления №616 и №719. Первое из них устанавливает запрет на закупку отдельных видов импортной промышленной продукции при наличии российских (или из стран ЕАЭС) аналогов, а второе определяет условия и порядок подтверждении производства промпродукции на территории РФ.
По словам Лещенко, за два года действия постановления №616 в Минпромторг поступило (на 08.06.2022) 22 тыс. заявок на закупку “запрещенной” импортной продукции на 483 млрд рублей. Из них 10% еще находятся на рассмотрении, а 4% “реализованы” – заказчики закупили необходимую импортную продукцию на 16 млрд рублей.
Для 18% заявок (предусматривали закупки иностранных товаров на 86 млрд рублей) были выявлены российские аналоги импортной продукции, и министерство наложило запрет на закупку импортной “запрещенной” техники. Для 37% заявок (180 млрд рублей) таких аналогов Минпромторг не нашел, и теперь заказчики могут приобрести необходимую импортную продукцию. Еще 31% заявок был отклонен по формальным причинам.
“Заказчики по 44-ФЗ (закон “О контрактной системе”) иногда “шалят” (тем или иным образом обходят положения нацрежима в сфере закупок – ИФ), но не настолько сильно, как заказчики по 223-ФЗ (“О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”)”, – сказала Лещенко.
По ее словам, проблема с прослеживаемостью фактически поставляемого товара усугубляется значительным ростом номенклатуры товаров, на которые распространяются нормы о подтверждении производства продукции на территории РФ. Сейчас постановление №719 распространяется на продукцию 25 отраслей и охватывает более 1 тыс. кодов ОКПД-2.
По данным Минпромторга, в соответствии с положениями этого постановления подтверждено российское происхождений 162 тыс. продуктов производства 3,1 тыс. компаний. При этом отмечается, что ежемесячно число таких продуктов растет на 5-7%.
По словам Лещенко, возросший объем заявок на подтверждение российского происхождения той или иной продукции, разнообразие самой продукции и увеличение числа критериев локализации продукции требует дополнительной автоматизации процессов, связанных с подтверждением страны производства. Решение этой задачи также входит в среднесрочные планы Минпромторга РФ.
ИНТЕРФАКС