Минфин разработал проект постановления для усиления национального режима в госзакупках

Минфин разработал проект постановления для усиления национального режима в госзакупках

Минфин разработал проект постановления Правительства РФ, направленный на усиление национального режима при закупках товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Это постановление реализуется в рамках исполнения Федерального закона № 318-ФЗ и предусматривает:

  1. Запрет на закупки иностранных товаров и услуг по определённому перечню (Приложение № 1), если существуют российские аналоги.
  2. Ограничение на закупки иностранных товаров из перечня № 2, если предлагаются российские товары аналогичного типа.
  3. Предоставление преимуществ российским товарам, которые будут иметь приоритет перед иностранными при участии в тендерах.
  4. Установление минимальной доли закупок товаров российского происхождения для отдельных категорий юридических лиц, таких как государственные корпорации и предприятия, участвующие в государственном оборонном заказе.
  5. Подтверждение происхождения товаров из России или стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с предоставлением номера записи в реестрах российской и евразийской промышленной продукции.

Документ направлен на поддержку отечественных производителей и вводит жёсткие ограничения для иностранных товаров и услуг при закупках для государственных и муниципальных нужд. Рассмотрим ключевые аспекты этого документа.

1. Запрет на закупки иностранных товаров и услуг

Одной из ключевых новаций постановления является запрет на закупки определённых категорий товаров и услуг, происходящих из иностранных государств. Запрещено закупать иностранные товары, если они входят в перечень, прилагаемый к постановлению (приложение № 1). В список вошли:

  • Текстильные изделия (коды ОКПД2: 13.2, 13.9) — ткани и готовая одежда, включая трикотаж и меховые изделия.
  • Обувь (код 15.2).
  • Электронные компоненты — интегральные схемы, устройства числового программного управления (коды 26.11.3, 26.20.40.150).
  • Программное обеспечение — все виды программ, поставляемых на материальных носителях или через интернет (позиция 143 списка).
  • Медицинские изделия, такие как пробирки для забора крови и радиаторы центрального отопления (позиции 17, 20 списка).

Запрет распространяется не только на товары, но и на услуги, если они выполняются иностранными лицами (например, иностранными аудиторскими компаниями или консалтинговыми агентствами).

2. Ограничения на закупки иностранных товаров

Для ряда товаров вводятся не запреты, а ограничения. Эти товары перечислены в приложении № 2 к постановлению. Ограничения предполагают, что закупки могут быть разрешены, но приоритет будет отдан российским аналогам, если такие имеются. Например:

  • Лекарственные препараты (позиция 420), включённые в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), могут закупаться из иностранных государств только в случае отсутствия аналогов из России или стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
  • Промышленные роботы и робототехнические устройства (код 28.99.39.200) также подпадают под ограничение: при наличии российских аналогов иностранные закупки будут отклоняться.

3. Преимущества для российских товаров

Важным механизмом поддержки российских производителей является предоставление преимущества российским товарам. Если в конкурсе участвуют как российские, так и иностранные товары, приоритет всегда будет отдан заявке с товарами российского происхождения. Это правило распространяется даже на случаи, когда объект закупки включает как российские, так и иностранные компоненты.

Например:

  • Если контракт предусматривает поставку российских программных продуктов, то заявки с иностранным программным обеспечением будут отклоняться, даже если иностранные аналоги соответствуют всем требованиям.

4. Минимальная доля закупок российских товаров

Постановление также вводит требование по минимальной доле закупок российских товаров для ряда компаний, в том числе для организаций, выполняющих оборонные заказы. Эта доля устанавливается в процентном отношении от общего объёма закупок товаров в течение года. Например:

  • Государственные корпорации, такие как «Росатом» или «Роскосмос», обязаны закупать определённый минимум товаров, произведённых на территории России.

5. Подтверждение происхождения товаров

Для участия в государственных закупках поставщики обязаны предоставить документы, подтверждающие происхождение товаров. В случае российских товаров это может быть номер записи в реестре российской промышленной продукции. Для товаров из стран ЕАЭС — номер в евразийском реестре промышленных товаров.

Пример:

  • Программное обеспечение, указанное в позиции 144 перечня № 1, должно иметь номер реестровой записи из реестра российского ПО. Если ПО не включено в этот реестр, оно будет приравнено к иностранным товарам, и его закупка будет отклонена.

6. Исключения из запретов

Запреты и ограничения не применяются в следующих случаях:

  • Отсутствие производства: Если на территории России отсутствует производство товаров, указанных в перечне, закупки могут быть разрешены на основании специального разрешения Министерства промышленности и торговли. Например, если в России не производятся определённые медицинские изделия, их можно будет закупать из иностранных государств.
  • Закупки в чрезвычайных ситуациях: В случае аварий или чрезвычайных ситуаций, таких как ликвидация последствий стихийных бедствий или обеспечение мобилизационной готовности, запреты могут не применяться.
  • Программное обеспечение: Если в реестре российского программного обеспечения отсутствуют программы, соответствующие техническим требованиям, может быть разрешена закупка иностранного ПО.

7. Особенности закупок программного обеспечения

Для программного обеспечения (ПО) предусмотрены дополнительные требования. Запрещается закупка иностранного ПО, если существует российский аналог, внесённый в реестр российского ПО. Это относится как к программам, реализуемым на материальных носителях, так и к облачным сервисам.

Пример:

  • Если в реестре российского ПО отсутствует программа, необходимая для государственных нужд, заказчику необходимо обосновать отказ от применения запрета и объяснить, почему российский аналог не подходит.

8. Этапы вступления в силу

Положения постановления начнут действовать с 1 января 2025 года. Однако для ряда товаров и услуг, таких как лекарственные препараты из перечня ЖНВЛП, дополнительные ограничения вступят в силу позже — с 1 января 2026 года. Это позволяет участникам рынка подготовиться к новым правилам.

Документ: Проект Постановления Правительство РФ национальный режим (23.09.2024)

Пояснительная записка

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...