Коммерсант сообщает о разногласиях между Минфином и Госдумой в отношении антисанкционного пакета поправок (Законопроект № 92282-8), внесенного депутатом Павлом Крашенинниковым в марте этого года.
Законопроект предполагает:
1️⃣ прекращение исполнения обязательств по договорам в связи с санкциями, которые делают невозможным такое исполнение.
Удивительно, но здесь депутат Крашенинников – доктор юридических наук – видимо, забыл про п. 1 ст. 416 ГК РФ, которая может применяться при прекращении обязательств, в том числе, в связи с санкциями.
Закон № 44-ФЗ не содержит такого основания прекращения обязательств. В рамках 44-ФЗ реализация этой нормы приведет к появлению новых проблем: не ясно, каким образом такие обязательства будут прекращены сторонами.
2️⃣ освобождение стороны, прекратившей исполнение обязательства, от ответственности в связи с обстоятельствами непреодолимой силы.
Инициатор законопроекта потерял из виду п. 3 ст. 401 ГК РФ, допускающий освобождение от ответственности предпринимателя, доказавшего форс-мажор. Есть такая норма и в 44-ФЗ.
3️⃣ наделение контрагента стороны, не исполнившей или ненадлежащим образом исполнившей обязательства в связи с санкциями, правом на отказ от договора.
Самая безобразная норма законопроекта. В сфере закупок реализация этой идеи приведет к расторжению контрактов (44-ФЗ) и договоров (223-ФЗ) заказчиками. Единственной нормой, которая будет обеспечивать баланс отношений сторон договора, предусмотренной законопроектом, является обязанность заказчика уведомить другую сторону договора о таком намерении.
Таким образом, вместо поиска способов сохранения действия договора в текущей экономической ситуации депутат Крашенинников предложил разрушить все сделки, а недовольных таким решением отправить в суды. «Блестящее» решение профессора и доктора юридических наук, выразили мнение на канале Закупки и госзаказ.