Минфин подготовил "оптимизационный законопроект" в сфере госзакупок

Минфин подготовил "оптимизационный законопроект" в сфере госзакупок

На сайте Минфина России сообщается о подготовке законопроекта, предусматривающего комплексную оптимизацию системы госзакупок, упрощение проводимых процедур и сокращение их сроков. Проект проходит межведомственное согласование в ФАС России и Федеральном казначействе.

В частности, количество конкурентных способов закупок сокращается до трех наиболее распространенных: конкурс, аукцион, запрос котировок. Исключаются избыточные двухэтапный конкурс, конкурс с ограниченным участием, запрос предложений, поскольку они во многом дублируют порядок проведения открытого конкурса.

Порядок проведения указанных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) излагается единообразно. С точки зрения Минфина России, это поможет исключить споры в правоприменении, вызванные наличием в Законе № 44-ФЗ различных положений, регулирующих схожие правоотношения, при проведении различных способов.

Также проект устанавливает единые требования:

  • к содержанию извещений о закупках всеми конкурентными способами закупок;
  • срокам их размещения, представления, разъяснения их положений, внесения в них изменений;
  • составу и содержанию заявок на участие в закупках.

Кроме того, при проведении открытых конкурентных способов законопроект исключает необходимость дополнительного составления заказчиком документации о закупке, предусматривая включение всей информации о проводимой закупке исключительно в извещение о ее осуществлении. Эта новация продолжает направление, заданное Федеральным законом от 01.05.2019 № 71-ФЗ, по объединению документов, формируемых заказчиком. Так, план и план-график закупок ранее были объединены в один документ, теперь предлагается объединить извещение и документацию о закупке.

Также проектом сокращаются сроки выполнения процедур при проведении указанных трех способов. Дальнейшее сокращение сроков невозможно, полагает Минфин России, в том числе потому, что это вступит в противоречие с Договором о ЕАЭС. Для исключения чрезмерно длительного проведения аукциона предлагается установить максимальный срок торгов – не более 3 ч с момента их начала.

Увеличивается количество участников закупки, с которыми заключается контракт. При уклонении участника закупки от заключения контракта заказчик направит контракт для заключения участнику, заявке которого присвоен следующий порядковый номер (каждому следующему до заключения контракта), что увеличит возможность заключить контракт без повторной закупки.

Для дальнейшего ускорения и упрощения осуществления закупок малого объема законопроект исключает ограничение о предельном (10%) годовом объеме закупок, которые могут быть проведены с применением запроса котировок в электронной форме.

Помимо этого, предусматривается оптимизация совместных конкурсов и аукционов, в том числе в части установления возможности их проведения несколькими уполномоченными органами различных субъектов РФ, что позволит осуществлять совместные межрегиональные конкурсы и аукционы.

Совершенствуются положения Закона № 44-ФЗ о порядке предоставления обеспечения заявок, в том числе с использованием специальных счетов:

  • вводится «иммунитет» заблокированных средств, предусматривающий невозможность их взыскания в период блокировки по иным обязательствам участника закупки. Мера позволит исключить непрогнозируемое взыскание средств, влекущее недостаточность средств на счете для обеспечения заявки и как следствие к невозможности дальнейшего участия в закупке;
  • срок взаимодействия между банками и операторами электронных площадок при блокировании денежных средств сокращается с 3 до 1 ч, что также сокращает срок начала электронного аукциона на строительство с 4 до 2 ч;
  • средства предлагается блокировать не после окончания срока подачи заявок, а непосредственно при подаче заявки, что в случае недостаточности средств позволит участнику закупки успеть пополнить счет и вновь подать заявку.

Законопроект предусматривает введение универсальной стоимостной предквалификации, предусматривающей допуск к участию в закупках стоимостью свыше 20 млн руб. только участников, имеющих опыт исполнения контракта, независимо от его предмета, в объеме не менее 20% от начальной (максимальной) цены контракта. Изменения направлены на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), обладающих опытом участия в государственных и муниципальных закупках, и на исключение участия в закупках фирм-однодневок.

Предусматривается также дальнейшая оптимизация порядка осуществления закупок по проектированию и строительству объектов капитального строительства. Предлагается ввести понятие контракта на создание объекта капитального строительства «под ключ», предметом которого может быть одновременно проектирование, строительство, поставка оборудования, что влечет сокращение общего срока закупки объекта, поскольку потребуется проведение одной закупки вместо нескольких.

Законопроект также совершенствует порядок исполнения контракта. Вводится определение этапа исполнения контракта, формирование документа о приемке товара, работы, услуги в электронной форме с использованием единой информационной системы в сфере закупок, расторжение контрактов переводится в электронную форму, что позволит существенно сократить срок такой процедуры и обеспечить фиксацию поступления одной стороне контракта решения о его расторжении, принятого другой стороной контракта.

Оптимизируется процедура обжалования закупок. Устанавливается электронная форма подачи жалобы с использованием ЕИС. Заявители должны соответствовать указанному требованию об универсальной стоимостной предквалификации. Так, в случае обжалования закупки с ценой контракта свыше 20 млн руб., участник обязан иметь опыт хотя бы одного исполненного контракта не менее 20% от НМЦК по закупке, на которую подается жалоба. Изменения исключат обжалование закупок так называемыми профессиональными жалобщиками, а также участниками закупок, в которых они участвовать не имеют права.

Кроме того, в число субъектов контроля включаются банки, что позволит обжаловать их действия при реализации ими требований Закона № 44-ФЗ.

Предусматривается также перевод документооборота между заказчиками и ФАС России при рассмотрении вопроса о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронную форму с использованием ЕИС.

Помимо этого, устанавливается условие о возможности взыскания заказчиком с исполнителя по контракту обеспечения исполнения контракта при его одностороннем расторжении заказчиком исключительно в случае включения информации о таком исполнителе в РНП. Изменение направлено на защиту интересов исполнителя по контракту, поскольку такое взыскание будет допускаться в случае соблюдения заказчиком установленной процедуры одностороннего расторжения контракта.

 

1 Comments

  1. пока не внесут изменения в ст.104 ФЗ-44 – порядка не будет в госзакупках
    раз нет обязанности устанавливать вину и причины непоставки – у заказчиков реальная дубина по отьему денег под страхом вкл подрядчика в РНП, т.е. условия для коррупции так и остаются…
    так же отвественность по уклонению Заказчика от приемки изделий должна быть четкой и такая же как и у поставщика не поставившего товар, т.е. в сумме стоимости контракта – чтобы неповадно было уклоняться от приемки и делать поставщиков виноватыми!

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...