Согласно данным аналитического отчета Минфина за три квартала 2019 года госзаказчики заключили 2,49 млн контрактов с поставщиками на 5,26 трлн руб. По итогам девяти месяцев 2018 года число контрактов оценивалось в 2,53 млн, а их общий объем — в 4,7 трлн руб. Таким образом, за год число контрактов почти не изменилось (минус 1,6%), но их объем вырос на 10,6%. Минфин допускает, что этот прирост связан прежде всего с освоением средств нацпроектов.
Наиболее распространенным способом закупок по итогам девяти месяцев остается электронный аукцион — на него пришлось 69% контрактов на сумму 3,6 трлн руб. (3,1 трлн руб. за такой же период 2018 года).
Закупки у единственного поставщика сократилась с 21% в 2018-м (1 трлн руб.) до 17,2% в 2019 году (0,9 трлн руб.). Внутригодовая динамика закупок у единственного поставщика показывает, что количественно их большая часть приходится на первый квартал (70% извещений). При этом их объем невелик — в начале года контракты на небольшие суммы заключаются большей частью с субъектами естественных монополий, ресурсными компаниями. Крупные же закупки смещены на второй и третий кварталы из-за особенностей бюджетного финансирования.
Поскольку из-за поправок в ФЗ-44 с 31 июля размещение извещений о закупках у единственного поставщика не требуется, Минфин зафиксировал резкое сокращение их числа и объема по итогам третьего квартала.
Самыми закупаемыми остаются строительные работы: сумма контрактов за три квартала составила 1,7 трлн руб. (32% от всех контрактов).
Самыми дорогими госпрограммами по стоимости заключенных контрактов в третьем квартале стали «Развитие транспортной системы» и «Развитие здравоохранения» — 301 млрд руб. и 154 млрд руб. соответственно.
В отчете Минфина отмечается, что снижение начальной максимальной цены контракта за три квартала 2019 года позволило бюджетам сэкономить 231,3 млрд руб.— эта сумма экономии на 12% больше показателя 2018 года (203,4 млрд руб.), но на 11% меньше уровня 2017-го (264,2 млрд руб.).
По результатам III квартала 2019 года 2019 года в ФАС России поступило 22 418 жалоб на действия (бездействия) заказчика, в результате рассмотрения 31% (6 914 жалоб), выдано 5 108 предписаний об устранении выявленных нарушений.
За нарушения законодательства в сфере закупок, по результатам за III квартал 2019 года наибольшее количество дел 2 041 возбуждено по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ в связи с утверждением заказчиками документации о закупке, не соответствующей требованиям законодательства, из них в 1 865 случаях выданы постановления о наложении штрафа. При этом в 1 347 случаях возбуждены дела по части 2 статьи 7.30 КоАП РФ, то есть, за нарушение порядка отбора участников закупок, из которых в 1 165 случаях выданы постановления.
По результатам III квартала 2019 года в арбитражных судах обжаловано 688 решений (предписаний) ФАС России, а также 761 постановление о назначении административного наказания за нарушение законодательства в сфере закупок.
Требования заявителей при обжаловании решений (предписаний) удовлетворены в 135 случаях, а при обжаловании постановлений о назначении административного наказания требования удовлетворены в 172 случаях.
Из этого следует, что 19,62% решений и 22,6 % постановлений о назначении административного наказания при обжаловании удовлетворяется судами, т.е.
Каждое пятое решение ФАС признаются судом незаконным
По сравнению с I полугодием 2019 цифры не сильно изменились, читайте нашу статью “Каждая четвертая закупка в первом полугодии осуществлена у единственного поставщика”.