Минфин изучит корректность использования субъектами РФ права на закупку у едпоставщика

Минфин изучит корректность использования субъектами РФ права на закупку у едпоставщика

Минфин РФ планирует провести анализ практики использования субъектами РФ права на определение единственных поставщиков по тем или иным закупкам, заявил заместитель министра финансов Алексей Лавров в ходе областной практической конференции “10 лет контрактной системы: итоги и перспективы”.

“Мы проведем анализ таких закупок и представим его в правительство РФ с точки зрения принятия решения: а вообще нужно ли и в каком формате нужно продлевать эти особые полномочия субъектов РФ и муниципальных образований, – сказал он. – Ситуация не внушает никакого оптимизма, и в целом можно сказать, что далеко не все субъекты, но многие из них, воспользовались этим инструментом некорректно”.

По словам Лаврова, Минфин отмечает рост закупок региональных заказчиков у едпоставщиков, осуществляемых в особом порядке.

“Одним регионам удается фактически не прибегать к этому инструменту, а в других регионах доля таких закупок у едпоставщика достигает 30-40%, – рассказал заместитель министра финансов. – А регионы похожи друг на друга, не находится каких-то особых условий (причин, объясняющих разницу в использовании этого механизма – прим). Тогда возникает вопрос, в какой степени этот инструмент применяется для того, для чего он и был предназначен – для быстрого реагирования на чрезвычайные и особые условия”.

По мнению Лаврова, ряд регионов восприняли это (предоставление дополнительных оснований по определению едпоставщика – прим) как некий карт-бланш и по сути перевели свои закупки в постоянный режим закупок у едпоставщика. При этом он подчеркнул, что значительная часть этих закупок касается строительства, длительных проектов по стройке, лизинга и финансовых услуг.

Как сообщалось, в прошлом году был принят ряд антисанкционных мер в сфере закупок, которые предоставляют правительству РФ и региональным органам власти дополнительные основания для определения единственных поставщиков по тем или иным закупкам. По данным Минфина на начало текущего года, по особым основаниям по решениям правительств субъектов федерации с едпоставщиками заключалось только около 8% контрактов. При этом министерство отмечало, что многие регионы вообще не использовали это право.

Летом текущего года Минфину РФ, Федеральной антимонопольной службе (ФАС) России и “Корпорации МСП” (занимается, в частности, мониторингом закупок крупнейших госкомпаний у малого бизнеса) было поручено проработать вопрос предоставления субъектам РФ дополнительных возможностей для заключения контрактов с едпоставщиками. Прежде всего, в части совершенствования механизма определения единственных поставщиков для нужд регионов.

В то же время участники рынка закупок считают, что госзаказчикам следует быть готовыми к проведению аудита их закупочной деятельности после завершения периода, связанного с проведением военной спецоперации.

“Сейчас ситуация непростая, и однозначно по результатам нынешнего периода, в рамках которого в госзакупках были расширены основания для заключения контрактов с едпоставщиками, как показывает предыдущий опыт, в дальнейшем, когда ситуация завершится, однозначно будет аудит, – говорил весной текущего года директор Института государственных и регламентированных закупок, конкурентной политики и антикоррупционных технологий Андрей Храмкин. – Был период проведения Олимпиады, проведения Чемпионата мира по футболу, во время которых вводились различные послабления в сфере закупок, а по их завершении проводился аудит”.

Начальник управления контроля размещения государственного заказа ФАС России Ольга Горбачева также отмечала, что антимонопольное ведомство – не единственный контрольный орган в сфере закупок.

“Есть еще правоохранительные органы, и для них едпоставщик – как красная тряпка для быка, – предупреждала Горбачева. – И если у ФАС форма контроля – плановые и неплановые проверки, по результатам которых максимум может быть предъявлен штраф, то у правоохранителей – это сразу уголовная статья. А по ним срок давности намного больше, чем один год, который имеется в распоряжении ФАС”.

В 2022 году госзаказчики заключили контракты на общую сумму 11,1 трлн рублей. Из них по результатам несостоявшихся закупок были заключены контракты на 5,2 трлн рублей. Объем госконтрактов, заключенных собственно с едпоставщиками, составил 2,6 трлн рублей.

По данным Минфина, в I половине текущего года госзаказчики заключили с едпоставщиками около 900 тыс. госконтрактов на 1,3 трлн рублей. Из них 19,5 тыс. контрактов на 700 млрд рублей были заключены на основании временных случаев, определенных решениями правительства РФ, органов власти субъектов РФ. При этом всего за шесть месяцев текущего года было заключено 2,6 млн госконтрактов на 7,1 трлн рублей.

ИНТЕРФАКС 

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...