Конституционный суд не нашел противоречий в нормах, позволяющих изымать в пользу государства имущество, если оно приобретено на доходы, законность которых не подтверждена любыми лицами, а не только чиновниками и членами их семей, указанными в законе о контроле за расходами госслужащих.
Об этом говорится в определениях суда по жалобам бывшего полковника МВД Дмитрия Захарченко, его родных и знакомых, сообщают «Ведомости» со ссылкой на данные суда. (скачать определение суда).
Заявители усомнились в правомерности применения к ним норм о контроле за расходами чиновников, ведь они не обязаны подтверждать законность происхождения средств, на которые приобреталось имущество. Прямых доказательств того, что источником этих средств были незаконные доходы господина Захарченко, Генпрокуратура представить не смогла. Фактически КС поставил точку в споре, и теперь в доход государства может быть обращено имущество любого человека, если он не докажет законность его происхождения, сообщил адвокат Дмитрия Захарченко Александр Горбатенко.
“Обращение по решению суда в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы, относится к особым правовым мерам, применяемым в случае нарушения лицами, выполняющими публичные функции, и направленным на эффективное противодействие коррупции и защиту конституционно значимых ценностей”, указано в Определении суда.
Ранее Генпрокуратура добилась конфискации активов экс-начальника второго (банковского) отдела управления «К» Службы экономической безопасности полковника Кирилла Черкалина. Из заявленного иска на обращение в доход государства имущества на сумму около 6,5 млрд руб. квартиру, оцениваемую в 15 млн, удалось сохранить только сестре офицера. Сам господин Черкалин признал большую часть своих активов незаконными.
Не лишним будет напомнить, что в 2003 году Россия ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции.
В статье 20 Конвенции незаконное обогащение определено так :
При условии соблюдения своей конституции и основополагающих принципов своей правовой системы каждое Государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, т.е. значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать.