Конституционный Суд отказал томскому губернатору, заподозрившему коллизию норм Гражданского и Земельного кодексов

Конституционный Суд отказал томскому губернатору, заподозрившему коллизию норм Гражданского и Земельного кодексов

Губернатор Томской области обратился в Конституционный Суд с запросом о проверке на соответствие Конституции, ее статье 8 (часть 1), пункта 7 статьи 448 «Организация и порядок проведения торгов» ГК Российской Федерации и пункта 9 статьи 22 «Аренда земельных участков» Земельного кодекса РФ в их системной связи, отмечая при этом взаимное противоречие указанных законоположений и ограничение ими свободы арендатора по распоряжению своими правами.

В своем обращении заявитель настаивает на приоритетном действии пункта 9 статьи 22 Земельного кодекса, полагая, что именно его положения подлежат применению в спорных ситуациях, когда возникает вопрос о передаче прав по заключенному на торгах договору аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Разбираемся, что произошло

В чем губернатор увидел противоречие

По мнению Владимира Мазура, положения Гражданского и Земельного кодексов (далее ГК и ЗК), касающиеся вопросов договора аренды земельных участков и уступки прав по ним противоречат друг другу.

Пункт 7 ст. 448 ГК предусматривает невозможность уступки права и осуществления перевод долга по обязательствам в случае заключения договора на торгах, а пункт 9 ст. 22 ЗКвозможность передачи арендатором своих прав и обязанностей по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет третьему лицу. Мазур полагает, что приоритет должен отдаваться положениям Земельного кодекса, не ограничивающим свободу арендодателя по распоряжению своими правами.

Позиция Суда

Коллизия между нормами отсутствует: они регулируют разные аспекты аренды земельных участков, обеспечивая равный доступ к публичным ресурсам и исключая возможность передачи аренды в обход конкурентных процедур.

  • Правило о свободной передаче арендатором права аренды публичных земельных участков (п.9 ст.22 ЗК РФ) применяется только при отсутствии федерального закона, устанавливающего иные условия. Указанная норма регулирует договоры аренды, заключенные без торгов, тогда как ГК РФ (п.7 ст. 448) – аренду публичных земель, для которых обязательны торги.
  • Торги являются специфическим способом совершения сделки, направленным на удовлетворение интересов заказчика и предотвращение коррупционных правонарушений. Торги обеспечивают конкурентную борьбу и выявление претендента, способного предложить наилучшие условия.
  • Статья 95 Закона о контрактной системе (44-ФЗ) устанавливает обязанность личного исполнения госконтрактов, что предотвращает передачу прав и обязанностей по контракту без проведения торгов. Эта мера направлена на защиту интересов заказчика и обеспечение прозрачности и конкуренции при проведении закупок.

Остается только догадываться, почему Губернатор Томской области заинтересовался этим вопросом. Однако желание руководствоваться положениями Земельного кодекса, может быть расценено как способ обойти предусмотренные законом условия аренды публичного имущества, а именно осуществить передачу прав и обязанностей по договору аренды земельного участка без проведения торгов.

Документ: Определение Конституционного Суда РФ от 16 мая 2024 года об отказе в принятии к рассмотрению запроса Губернатора Томской области о проверке конституционности пункта 7 статьи 448 Гражданского кодекса РФ и пункта 9 статьи 22 Земельного кодекса РФ

Ирина Чарикова, руководитель проекта по поиску сговоров в госзакупках Тендерскоп

Отправить сообщение

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Введите цифры *Капча загружается...