Суд разбирался, как исчисляется срок действия запрета на участие в госзакупках для лиц, привлеченных к ответственности по ст. 19.28 КоАП.
Фабула дела
Компания привлечена к ответственности по ст.19.28 КоАП РФ за незаконное вознаграждение от имени юридического лица. Сведения о компании – нарушителе внесены в ЕРУЗ на основании реестра привлеченных к административной ответственности лиц, который ведет прокуратура.
Напомним, что в силу п.7.1 ч.1 ст.31 Закона № 44-ФЗ, среди единых требований к участникам закупки установлено требование о непривлечении юридического лица к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ в течение двух лет, предшествующих дате подачи заявки.
Поэтому нахождение организации в реестре препятствовало ей участвовать в закупках.
Компания более года пыталась оспорить решение суда о привлечении к ответственности. Дело направлялось на пересмотр. Однако, при повторном рассмотрении суд подтвердил законность назначения наказания по ст.19.28 КоАП.
Спустя два года с даты вынесения первого судебного решения компания обратилась в прокуратуру с прошением исключить сведения о ней из реестра привлеченных к ответственности лиц.
Прокуратура отказала. По ее мнению, двухлетний срок нахождения в реестре нарушителей надлежит исчислять с даты последнего судебного акта (вынесенного в порядке пересмотра).
Компания оспорила отказ в суде.
Что решили суды?
Суды первой и апелляционной инстанции с прокуратурой согласились. Они указали на необходимость обнуления ранее начавшегося срока нахождения в реестре и исчисления его заново – с момента вступления в силу второго судебного акта, принятого в порядке пересмотра дела.
Однако, кассация признала такие выводы ошибочными и отметила:
- двухлетний срок меры публично-правового ограничения – запрета на участие в государственных закупках является абсолютным. Спустя этот период сведения об ответственности организации должны быть исключены;
- на момент рассмотрения дела сведения о компании, как нарушительнице, уже более двух лет находились в реестре прокуратуры и ЕРУЗ. Это противоречит назначению п.7.1 ч.1 ст.31 Закона №44-ФЗ, общеправовым принципам законности и справедливости;
- никто не может быть поставлен под угрозу возможного обременения на неопределенный или слишком длительный срок. Обнуление первоначального срока, без учета времени, когда для компании (при первом наказании) наступили и действовали негативные последствия нахождения в реестре прокуратуры, не соответствует смыслу публично-правовой ответственности. В уголовном праве в похожей ситуации действует институт зачета сроков ранее отбытого наказания.
Суд признал действия прокуратуры незаконными и обязал исключить компанию и перечня юридических лиц, привлеченных по ст.19.28 КоАП РФ.
Документ: Постановление Северо-Западного округа от 14.09.2023 г № Ф07-9478/2023 по делу № А21-16258/2022