Процесс введения электронного документооборота на всех стадиях госзакупок потребует интеграции Единой информационной системы (ЕИС) с централизованной бухгалтерией ведомств, и с бухгалтериями заказчиков и поставщиков, рассказали вчера в Федеральном казначействе на дне открытых дверей (скачать презентацию).
На мероприятии обсуждались преимущества внедрения в ЕИС документа о приемке товаров (работ, услуг) в электронной форме, как инструмента достоверности данных исполнения контракта. Автоматизация позволит оптимизировать работу заказчиков и гарантировать поставщикам платежи по закупкам. Данные о контракте будут автоматически вноситься в реестр и направляться в ФНС — в таком виде «опрозрачивание» закупок вкупе с переводом на сторону казначейства всех бюджетных операций ведомств позволит ему консолидировать всю информацию о тратах госденег.
Главной темой мероприятия стало внедрение в Единую информационную систему (ЕИС) в сфере закупок электронного актирования, то есть «замыкание» в ЕИС всего цикла госзаказа от планирования до приемки результатов закупок — отчиталось и об итогах пилотных проектов по введению электронного документооборота на всех стадиях госзакупок. Напомним, обязательное электронное актирование предусмотрено в пакете поправок Минфина к ФЗ-44. К июлю 2020 года казначейство рассчитывает учесть в них и отраслевую специфику госзакупок (строительство, лекарства, ИТ). Полный же переход к электронному актированию станет обязательным с декабря 2020 года.
Впрочем, как отмечают в казначействе, отдельные заказчики и поставщики при взаимном согласии смогут воспользоваться функционалом уже с 1 января 2020 года. Мощностей казначейства для этого достаточно — в рамках пилотных проектов были выявлены лишь технические ошибки, нарушений бизнес-процессов обнаружено не было.
«У нас есть федеральный закон и 300 подзаконных актов, но стадия исполнения контракта пока остается серой зоной, тогда как вся жизнь заказчика и поставщика начинается после заключения контракта»,— пояснила необходимость изменений замглавы Федерального казначейства Анна Катамадзе. Сейчас жалобы поступают с обеих сторон контрактных отношений: от поставщиков — на неоплату товаров и услуг, от заказчиков — на их неудовлетворительное качество. Четких же данных о том, что происходит после контрактации, у казначейства нет — введение электронного акта приемки и позволит собрать данные и при необходимости внести в процесс уточнения.
Однако идея казначейства еще шире: она предполагает интеграцию ЕИС с централизованной бухгалтерией самого казначейства и учетными органами обеих сторон сделки — как поставщиков, так и заказчиков. «Мы хотим осуществить сервисное взаимодействие ЕИС с любой электронной системой бухучета, как у заказчика, так и у поставщика. Связать не только контракт и его исполнение, а еще и учетную политику компаний с их планированием закупок»,— пояснила госпожа Катамадзе. Это должно защитить платежи поставщикам (блокировкой денежных средств после подписания электронного акта) и избавить их от необходимости самостоятельной сдачи отчетности по закупкам в ФНС — в рамках «пилотов» совместимость протоколов обмена данными со службой уже проверена. Заказчикам же обещаны упрощение работы за счет автоматизации процесса (исчезнет необходимость самостоятельно вносить закупки в реестр) и снижение административного давления из-за вероятных ошибок при самостоятельном внесении данных.
В казначействе отмечают, что масштаб нововведений сопоставим с запуском ЕИС в 2011 году. «Подарок на ближайшие лет 10–15»,— заметил вчера глава ФК Роман Артюхин. Отметим, что идея консолидации в казначействе информации по всем денежным обязательствам госзаказчиков полностью соответствует и планам Минфина сосредоточить в казначействе все бюджетные трансакции, совершаемые сейчас между счетами ведомств, и бухгалтерские функции министерств, по сути, превратив его в единого оператора всех госфинансов.
Читаем статью: Казначейство разъяснило нашему изданию про электронное актирование в ЕИС