Федеральное казначейство опубликовало Обзор недостатков и нарушений, выявленных в ходе осуществления контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере в отношении главных распорядителей средств федерального бюджета, распорядителей, получателей средств федерального бюджета и органов управления государственными внебюджетными фондами в I полугодии 2019 г.
Казначейство осуществляет контроль заказчиков на основании частей 5 и 8 статьи 99 Закона № 44-ФЗ. В обзоре рассмотрены недостатки и нарушения в области госзакупок: при расчете НМЦК и на этапе исполнения контракта, на это обратил внимание журнал Конкуренция и Право.
Значимые нарушения, допущенные на этапе исполнения контракта
- Условия контракта изменили с нарушением Закона № 44-ФЗ. В результате количество закупаемого товара (работ, услуг), цена контракта были изменены больше, чем на 10%, увеличился срок исполнения контракта.
- Не провели обязательную экспертизу результатов исполнения контракта. Ведомство отметило условие контракта о том, что поставщики передают конечным получателям товары напрямую, без участия заказчиков в приемке. Это означало, что экспертизу товара заказчики фактически не осуществляли.
- Приняли исполнение контракта, не соответствующее его условиям. Характеристики товаров и работ не совпадали с указанными в документации, строительные работы выполнялись с оборудованием по цене, отличной от приведенной в сводном сметном расчете.
Серьезные нарушения, Заказчиков
- занизили размер пени или вовсе не начислили ее за нарушение сроков исполнения контракта;
- не начислили штраф за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту;
- приняли дополнительные товары или работы, не предусмотренные контрактом;
- приняли товары, которые фактически не были поставлены, и работы, которые не были выполнены;
- не направили в реестр контрактов информацию об исполнении контракта или направили ее с нарушением срока.
Часть ошибок, совершенных заказчиками при обосновании НМЦК в плане-графике закупок, можно отнести к неверному расчету НМЦК. При ее определении не нужно использовать:
- информацию о ценах товаров, работ и услуг из контрактов, которые не были исполнены или исполнены с нарушениями;
- предложения, которые не являются публичной офертой;
- информацию о ценах товаров, работ и услуг, неидентичных или неоднородных планируемым к закупке;
- предложения поставщиков, не осуществляющих поставки идентичных товаров, работ и услуг;
- единственный источник информации (например, одно коммерческое предложение, один госконтракт).
Нарушения, по завышению НМЦК и неэффективному расходованию бюджетных средств
- непрозрачность ценообразования (нет калькуляции затрат по каждому элементу закупки). Например, отсутствует перечень и цена составных элементов, входящих в единый технологический комплекс;
- определение накладных расходов без детализации и расчетов;
- использование для определения НМЦК информации из коммерческих предложений с истекшим сроком действия указанной в них цены;
- использование для определения НМЦК информации о ценах, поступившей от аффилированных лиц;
- неполное описание характеристик объекта закупки. Это не позволяет установить рыночную стоимость планируемых к закупке товаров, работ, услуг
В рамках конференции «Государственные и муниципальные закупки — 2019» представитель казначейства рассказал о типичных нарушениях и недостатках в деятельности заказчиков, выявляемых при осуществлении контроля в сфере по части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе. Читайте в статье “Казначейство: Обзор практики осуществления контроля госзакупок”