Согласно данным аналитического отчета Минфина по результатам осуществления мониторинга закупок, товаров, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в I полугодии 2019 года в ЕИС размещено 1 572 543 извещения об осуществлении закупок, что на 3 % меньше, чем за аналогичный период 2018 года (1, 6 млн извещений).
Общий объем размещенных во II квартале 2019 года извещений составил 2,9 трлн рублей. В I полугодии 2019 года – 4,4 трлн рублей, что на 59 % больше, чем за аналогичный период 2018 года (2,76 трлн рублей).
в I полугодии 2019 года наиболее распространенными способами определения поставщика являются:
электронный аукцион – 1 002 893 извещения (63,8 %) общим объемом 3,27 трлн рублей (75,8%);
закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) – 417 594 извещения (26,6%) общим объемом 401 млрд рублей (9,3%);
запрос котировок в электронной форме – 86 205 извещений (5,5%) общим объемом 13,7 млрд рублей (0,31%);
По результатам осуществления закупок во II квартале 2019 года заказчиками было заключено и размещено в реестре 805 408 контрактов общим объемом 1,9 трлн рублей, из них:
20 % – заказчиками федерального уровня на сумму 518,4 млрд рублей;
53 % – заказчиками регионального уровня на сумму 953,3 млрд рублей;
27 % – заказчиками муниципального уровня на сумму 406,6 млрд рублей.
По итогам I полугодия 2019 года по результатам проведения электронного аукциона заключено 990 тыс. контрактов общей стоимостью 2,07 трлн рублей, а с единственным поставщиком – 603,6 тыс. контрактов на общую сумму 595,8 млрд рублей.
При этом количество контрактов, заключенных по итогам указанных выше способов определения поставщика, по сравнению с I полугодием 2018 года, практически не изменилось (по итогам электронного аукциона – 995,5 тыс. контрактов, а с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) – 615 тыс. контрактов).
Самыми закупаемыми являются строительные работы, общий объем контрактов при закупке которых составил 697,8 млрд рублей (37 % от общего объема заключенных контрактов). На втором месте лекарственные препараты, общий объем контрактов при закупке которых составил 110,1 млрд рублей (6 % от общего объема заключенных контрактов).
По результатам I полугодия 2019 года в ФАС России поступило 39 305 жалоб на действия (бездействия) заказчика, в результате рассмотрения 34 % (13 412) жалоб признаны обоснованными (в том числе частично), выдано 10 053 предписаний об устранении выявленных нарушений.
За нарушения законодательства в сфере закупок, по результатам I полугодия 2019 года наибольшее количество дел (4 613) возбуждено по основанию (часть 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ – утверждением заказчиками документации о закупке, не соответствующей требованиям законодательства), из которых в 4 184 случаях выданы постановления о наложении штрафа, а по части 2 статьи 7.30 КоАП РФ дела возбуждены в 2 686 случаях, из них в 2 175 случаях выданы постановления о наложении штрафа.
По результатам I полугодия 2019 года в арбитражных судах обжаловано 1 293 решений (предписаний) ФАС России, а также 1 387 постановлений о назначении административного наказания за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Требования заявителей при обжаловании решения (предписания) удовлетворены в 283 случаях, а при обжаловании постановлений о назначении административного наказания требования удовлетворены в 254 случаях.
Из этого следует, что 21,89% решений и 18,32 % постановлений о назначении административного наказания при обжаловании удовлетворяется судами, т.е.
каждое пятое решение ФАС признаются судом незаконным.
По итогам рассмотрения обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков, в I полугодии 2019 года включены сведения о 5 418 поставщиках (исполнителях, подрядчиках). Основной причиной включения сведений об участниках закупок в реестр недобросовестных поставщиков является одностороннее расторжение контракта (3 558 поставщиков (подрядчиков, исполнителей)).
Представляем Вам рейтинг пунктов, на основании которых осуществляются закупки у единственного поставщика, статья 93 Закона № 44-ФЗ. Всего, таких действующих пункта 56.
На первом месте пункт 25, 25.1-3 – признание закупок несостоявшимися;
На втором месте пункт 2 – осуществление закупки у единственного поставщика определенного указом или распоряжением (поручениями) Президента , у поставщика, определенного постановлением или распоряжением Правительства;
На третьем месте пункт 8 – закупка оказания услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами, газоснабжению (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), по подключению (присоединению) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), по хранению и ввозу (вывозу) наркотических средств и психотропных веществ;
На четвертом месте пункт 1 – закупка товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях»;
На пятом месте пункт 6 – закупка работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента или нормативными правовыми актами Правительства, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.